ПЕРЕМЕНЫ ДОЛЖНЫ ПРОИСХОДИТЬ ДОСТОЙНО

АЛЕКСАНДР СТРИЗОЕ

Результаты внедрения новых практик в российском школьном образовании можно оценить, как неоднозначные и противоречивые. Наибольшая опасность состоит в формализации новых практик и ритуалов, когда они подменяются просмотром видеосюжетов политической направленности, тематика и содержание которых оторваны от ситуаций в школьных коллективах, от их проблем и социального опыта учащихся.

Возможный позитивный результат «Разговоров о важном» ослабляется недостаточным уровнем подготовки и социокультурной эрудиции значительной части педагогов, единообразием методических регламентаций их содержания, примитивной политизацией, которая не связывается с жизнью региона, города, поселения, с нравственными и культурными проблемами повседневной жизни.

На опасность рутинизации этих практик указал Президент России Владимир ПУТИН, который напомнил, что «это должно быть сделано достойно». Он отметил, что там, где нет возможности организовать церемонию соответствующим образом, лучше перенести сроки введения такой традиции, поскольку «сама процедура должна соответствовать значимости государственных символов».

Организационные сложности проведениях этих ритуалов для всех учащихся школы, требующие изменений в расписании занятий и реорганизации учебного процесса, а также отсутствие необходимых условий для формирования у участников позитивных эмоций и образов, побуждают поставить вопрос о том, что поднятие флага и исполнение гимна страны было бы логично проводить лишь в дни государственных праздников, в День знаний, а также в некоторые иные памятные дни в жизни регионов, поселений, отдельных школ.

Расширение объема преподавания курса истории оправдано. Однако оно может дать эффект и улучшить гражданско-патриотическое воспитание лишь при условиях существенного улучшения качества подготовки учителей истории и обществоведения; появления нового поколения учебников или учебных пособий; дополнения вербальных образов истории визуальными (курс отечественной и всемирной истории каждого из периодов необходимо дополнить видеорядом, фрагментами документальных и художественных фильмов с последующим их анализом и обсуждением).

Культурный кругозор и связанная с ним патриотическая гордость за страну, равно как и гражданская ответственность перед ней формируются и во внешкольной работе: знакомством с работой органов государственной и муниципальной власти, общественных структур, путешествиями и экскурсиями по памятным и историческим местам. Эти формы работы требуют государственной или спонсорской поддержки и изменения организации учебного процесса.

Возвращение курса начальной военной подготовки оправдано, поскольку военизированная организация в подростковом возрасте и ранней юности позитивно влияет на воспитание юношей.

Представляется, что военная подготовка должна быть обязательной для юношей (для девушек — по желанию). Важно, чтобы изучение военного дела связывалось с участием в военно-спортивных играх патриотической направленности, с развитием военно-технических видов спорта, а не только с предстоящей службой в Вооруженных силах России. С учетом этого преподавание военного дела может осуществляться не в выпускных классах, а на год раньше.

Воспитательная работа в российских провинциальных вузах вряд ли может быть оценена как эффективная. Зачастую достижение позитивного эмоционально-психологического эффекта подменяется имитацией патриотических чувств и гражданской активности.

Показателем этого являются:

  1. установки в сознании студентов-участников некоторых всероссийских патриотических форумов, которые обнаруживаются в ходе свободных дискуссий («мы за патриотизм, но против государства», «хватит говорить о войне (Великой Отечественной): она прошла и о ней надо забыть…», «мы устали от военно-патриотической пропаганды»);
  2. устойчивой волны пацифистских настроений в студенчестве после начала СВО, морально-психологического оправдания уклонения от призыва и мобилизации и выезда за границу России;
  3. ориентации значительной части молодежи (до 30-40% по данным соцопросов, приводимых в открытой печати), ориентированной на самореализацию за границей России.

Индикатором деградации воспитательной работы является фиктивный характер студенческого самоуправления.

Вся система организации современной вузовской жизни — формальные критерии знаний и овладения компетенциями, насаждаемые «болонизацией» высшего образования, погоня за местом в рейтингах вузов, наукометрия в оценке деятельности преподавателей и студентов, формальные критерии цифровизации управления высшей школой, бездумно осуществляемой минвузом — создает и поощряет не содержательную работу, составляющую основу образования и воспитания, а ее имитацию, приспособление к новым интеллектуальным модам, политическим и управленческим трендам.

Деградация воспитательной работы идет синхронно с деградацией образования и научно-исследовательской деятельности в большинстве российских региональных вузов, лишенных статуса «витрины» российской высшей школы.

Удачными, с точки зрения достигаемого воспитательного эффекта, можно признать лишь формы, в которых затрагиваются и используются личные мотивы и интересы студентов: волонтерская деятельность, участие в работе поисковых отрядов, научно-техническое творчество, связанное с практическими приложениями знаний, спортивные мероприятия. В этих случаях гражданско-патриотическая направленность соединяется с позитивным нравственным личным опытом.

Оценивая ситуацию в региональных вузах, не имеющих привилегированных статусов (Федеральный или Национальный исследовательский, опорный университет), можно сказать, что наиболее подготовленные и способные к инновационно-исследовательской деятельности преподаватели и студенты (ориентировочно до 10%) получают доступ к организационно-финансовой поддержке своей работы при использовании ими административных лоббистских ресурсов. Другие, лишенные такой поддержки (до 20%) решают проблемы самосохранения и выживания своими силами, работая «на износ», обеспечивая качество учебной и научной работы.

Значительное большинство занятых в образовании крайне раздражено отсутствием какой-либо внятной образовательной политики, проводимой министерством. Если она существует, то приходится констатировать, что министерство не может ее убедительно представить и сделать понятной. О деятельности министерства большинство сотрудников узнает по новым формам отчетов, новым формальным критериям деятельности или новым проверкам.

Политика цифровизации управления неуклонно убивает российскую высшую школу, увеличивая бюрократизацию всех процессов, идущих в ней.

В региональных вузах сформировалось устойчивое большинство преподавателей и студентов, ориентированных на имитацию выполнения умножающихся требований и критериев оценки деятельности в ущерб содержанию научно-образовательного процесса. Это рассматривается как единственно возможный способ самосохранения.

Существующее положение в системе высшего образования поощряет ее замкнутость и автаркию, отрыв от проблем государства и общества, что не может не оказать своего негативного влияния на установки и ценности преподавателей и студентов.

Александр СТРИЗОЕ, доктор философских наук, профессор кафедры социологии и политологии Волгоградского государственного университета (ВолГУ), эксперт Аналитического центра Российского общества политологов (РОП).

Источник: Аналитический центр Российского общества политологов (РОП).

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов