Несмотря на фактор военной спецоперации (СВО), заставляющий внутриполитических игроков выбирать более осторожную тактику, уже в ноябре активизировалось обсуждение будущей конфигурации президентской кампании.
Очевидно, что наиболее вероятным сценарием остается проведение выборов в установленный срок с участием Владимира ПУТИНА и его победой. Очевидно, что именно президент будет задавать рамки и стратегическую повестку кампании-2024.
Региональная составляющая повестки таких кампаний всегда более инерционна. Это значит, что многие из направлений региональной политики, которые могут стать приоритетными для главы государства в ходе президентской кампании, могут быть обозначены уже в ближайшее время.
При этом слухи о вероятности досрочных президентских выборов, даже несмотря на отсутствие реальных предпосылок для такого сценария, могут подтолкнуть к более активной работе с региональной повесткой федеральных оппозиционных игроков, настроенных на выдвижение в ходе предстоящей кампании, но пока не имеющих гарантий, что их амбиции будут реализованы.
В 2023 году в рамках подготовки к предстоящей президентской кампании Владимира ПУТИНА вероятно усиление внимания к индустриальным регионам — с учетом как преемственности по отношению к прошлым выборам главы государства (публичная поддержка сотрудников «Уралвагонзавода» накануне президентской гонки-2012, заявление о намерении баллотироваться на встрече с рабочими «ГАЗа» в декабре 2017-го), так и роли таких территорий в выполнении заказов для нужд спецоперации и в рамках недавней частичной мобилизации.
Не исключено, что первые шаги в рамках новой президентской кампании также будут связаны с промышленными центрами Поволжья или Урала.
Внимание Кремля к этому блоку, в свою очередь, становится драйвером продвижения экологической повестки, темы обновления парка общественного транспорта (этому 15 ноября было посвящено заседание профильной комиссии Госсовета), развития уральских и поволжских регионов (отметим подготовку заседания президиума Госсовета о развитии Великого Волжского пути).
Другие значимые блоки — жилищное и инфраструктурное строительство (можно вспомнить октябрьское заседание правительства по Стратегии развития стройкомплекса и ЖКХ до 2030 года), АПК и поддержка сельских территорий (показательно внимание к этой теме президента в ходе ПМЭФ-2022 в июне), а также поддержка семей с детьми (тематическое совещание под председательством президента в начале ноября). Возможно, эти блоки найдут существенное отражение в ближайшем послании президента.
В ходе региональных предвыборных кампаний «Единой России» в 2023 году с учетом подготовки к президентской гонке может существенно усилиться роль мониторинга федеральных программ и контроля за деятельностью чиновников с привлечением к реализации этих задач волонтерских движений, а также подготовки антикоррупционных инициатив. Одновременно стоит ожидать дальнейшего усиления внутрироссийской региональной и социальной повестки в рамках ПМЭФ-2023 и ВЭФ-2023.
Если от КПРФ в 2024 году со значительной вероятностью может быть выдвинут Геннадий ЗЮГАНОВ или его преемник, а от ЛДПР — Леонид СЛУЦКИЙ, то вопрос о кандидате от «Справедливой России — За правду», «Новых людей» и ряда значимых непарламентских сил («Яблоко», «Родина») пока более вариативен.
Это может привести к большей активности федеральных политиков с такими амбициями из последней группы партий в ходе региональных кампаний-2023 в качестве лидеров списков на выборах в заксобрания, и, возможно, кандидатов в губернаторы. А также к более активному сближению таких игроков с оппонирующим главам регионов группами элит, не имевшим ранее четкой партийной ориентации.
Дмитрий ОРЛОВ, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), член Высшего совета партии «Единая Россия».