ВОСПИТАНИЕ ИЗ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПРОРОССИЙСКИ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЭЛИТЫ — КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС

ПАВЕЛ СЕЛЕЗНЕВ

Разворот России на Восток сопровождается не только усилением экономических связей субъектов Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР): также есть примеры успешного образовательного и культурного сотрудничества регионов Сибири и Дальнего Востока с Китаем, Индией и другими азиатскими государствами. Российские университеты и институты презентуют там свои возможности и получают приток студентов-иностранцев.

При этом ключевой вопрос — это формирование пророссийски ориентированной элиты зарубежных стран, считает доктор политических наук, первый заместитель декана факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве России Павел СЕЛЕЗНЕВ:

— Еще Джон КЕННЕДИ признал, что Советский Союз выиграл космическую гонку за школьной партой. Наша советская система образования была признана лучшей в мире, и все, что мы в те годы создали, лучшие практики переняли наши партнеры и, как принято сейчас говорить, непартнеры.

Второй момент: на какие специальности иностранцы едут к нам. Традиционно это медицина, математика, физика, химия, где у нас мощные научные школы, IT-направление.

Важно то, что, обучаясь в нашей стране, иностранный гражданин вместе с образованием перенимает ценности, культуру, заводит друзей, и потом, возвращаясь в свою страну и продвигаясь там по профессиональной карьерной лестнице, он имеет все шансы рано или поздно попасть в элиту той страны. Значит, он будет определять и вопросы, связанные с политикой, в том числе внешней, с экономикой, деловым сотрудничеством.

А тот, кто имеет представление о России не из «фейкомета», а побывал у нас и лично прикоснулся к русской душе, тот уже всегда — хотелось бы верить — будет в своих действиях руководствоваться принципами дружбы и добрососедства.

Поэтому воспитание пророссийски ориентированной элиты зарубежных стран — это ключевой вопрос: он был в серьезном фокусе внимания в Советском Союзе, сейчас этими вопросами занимается Россотрудничество. И, конечно, отрадно, что сами университеты, в том числе в отдельно взятых регионах, имеют активную и даже проактивную позицию по привлечению к себе иностранных граждан на обучение благодаря маркетингу своих образовательных программ, совместных научных исследований и т.д.

То, что в Россию едут учиться из Китая, Индии, Вьетнама, других стран АТР, тоже может быть подтверждением, что происходит разворот на Восток.

Хотя сами китайцы не очень любят этот термин, который мы употребляем. Они говорят: «Что значит разворот? Вы что, к нам раньше не были повернуты?». Мы всегда были повернуты лицом к нашим восточным партнерам, но сейчас, в условиях беспрецедентного санкционного давления, сотрудничество со странами Востока становится все более актуальным, в том числе гуманитарное сотрудничество, к которому относятся и совместные образовательные программы, и просто обучение иностранцев в российских университетах.

Для нас это экспорт образовательных услуг. То есть мы наши знания, умения, навыки — или, как сейчас говорят, компетенции — и одновременно наши ценности транслируем гражданам других, в первую очередь дружественных нам стран.

Думаю, основная задача должна заключаться в том, что мы готовим пророссийски ориентированную элиту для зарубежных стран — это наша политика «мягкой силы», политика гуманитарного сотрудничества.

Останется ли кто-то из выпускников работать здесь? — Конечно, надо стараться, чтобы они оставались у нас, но это должны быть наиболее талантливые. Надо учиться на примере наших непартнеров, которые через систему фондов и ассоциаций, некоммерческих организаций пылесосят по всему миру, находят лучшие умы и приглашают их под обещания, а потом — под фактическое предоставление лучших условий для жизни и труда.

Поэтому если власти не только декларируют, что кадры нужны, но и на деле подтверждают, что высококвалифицированным специалистам будут предоставлены соответствующие рабочие места, социальное обеспечение, поддержка, то, конечно, да. Потому что рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Но не исключено, что, поработав в регионе, многие захотят потом переехать в Москву, как и ребята в России.

Поэтому нужно создавать механизмы привязки выпускников к экономике своих регионов. Это очень сложная задача, но она благородная и амбициозная. Если мы находим механизмы и меры закрепления людей в регионах, то так или иначе решаем вопрос с неравномерностью расселения, нивелируем диспропорции по отношению к Москве. Но, повторю, все-таки основной акцент должен делаться на том, чтобы такие ребята дальше росли в своих странах. Это мое мнение.

А находить и привлекать к нам нужно уже состоявшихся специалистов или выпускников школ, вузов, победителей международных конкурсов и олимпиад, статусных международных соревнований. Именно так делают наши непартнеры.

Источник: «Клуб Регионов».

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов