Через Общероссийский народный фронт (ОНФ) некоторые игроки пытаются найти альтернативные пути влияния на региональную политику.
Таково мнение директора Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве России Павла САЛИНА:
— По данным Telegram-каналов, ОНФ усилит контроль за реализацией федеральных программ в регионах. Скорее всего, это является отражением общего процесса: элиты сейчас готовятся к так называемому транзиту — проводят инвентаризацию и вынимают из нафталина те ресурсы, которые у них были, но не использовались до последнего времени.
ОНФ как структура, которая потенциально располагает региональными отделениями, интересна тем игрокам, которые раньше в регионах проводили свои интересы и свое влияние через «Единую Россию», а сейчас в значительной степени потеряли механизмы влияния на партию.
Это московская история. Здесь некоторые игроки пытаются найти альтернативные пути влияния на региональную политику, потому что может статься, что в процессе транзита региональная политика после очень долгого перерыва (20 лет) станет играть не меньшую роль, чем федеральная.
Что касается регионального измерения, то с функциональной точки зрения у федерального центра и так выше крыши инструментов для того, чтобы контролировать, надзирать и указывать региональным властям: по линии «Единой России», по линии полпредства, по линии ЦУР, по линии кураторов регионов, по линии силовых структур и так далее. Поэтому с точки зрения воздействия на региональные власти этот инструмент явно избыточен.
А вот для демонстрации своей значимости региональным элитам это имеет смысл: показать, что есть еще один игрок, который последний раз проявлял активность лет пять-семь назад в свете контроля над реализацией майских указов Президента России Владимира ПУТИНА (указов еще 2012 года). Это может повысить именно медийную упоминаемость данной структуры.
Но публичные крики в адрес региональных властей — не демонстрация контроля. Люди в регионах это понимают, они уже не столь наивны, как были лет 20–25 назад, когда громкие крики из федерального центра в адрес регионов воспринимались как действия. Сейчас людям нужно демонстрировать реальные достижения. Но пока нет никаких реальных, пусть даже небольших, достижений — только слова не помогут.
У ОНФ нет рычагов воздействия: нет бюджетов, инструментов влияния на бюджет и так далее, есть только медийный инструмент.
С точки зрения контроля и выявления недостатков инструментов и так много, так что это как пятое колесо в телеге. То есть для повышения управляемости и снятия напряженности эффект будет близким к нулевому, но для повышения медийной активности, упоминаемости этот процесс сыграет свою роль.
Для самих членов организации и тех, кто делает ставку на этот инструмент, плюсы могут быть, а для региональных властей и населения — вряд ли.
По материалам портала «Региональные комментарии».