Очередной (седьмой) пакет антироссийских рестрикций имеет тот же вектор, что и предыдущие: сдерживание развитие России, устранение ее как конкурента на международной арене через блокирование доступа к финансам и технологиям.
На данном этапе добавляются к списку персональных санкций уже не только политики, но и известные актеры, артисты — публичные люди, занявшие вполне определенную позицию по поводу специальной военной операции.
Однако санкционное давление уже демонстрирует свои пределы как минимум в двух направлениях.
Во-первых, обсуждение данного пакета привело к отказу от изначальных установок руководства Евросоюза и США на прекращение поставок газа из России. Это свидетельствует о достижении «порога боли» для самих инициаторов санкций (еще до начала отопительного сезона) и осознании неизбежных экономических потерь для европейских социумов.
Во-вторых, почти незаметным для западных масс-медиа, но весьма значимым стало относительное смягчение санкций против российского продовольствия, удобрений, медицинских и зооветеринарных товаров. Здесь уже сработал эффект «бумеранга» — весьма ощутимые последствия сказались на рынках и напрямую затронули социально-экономическую стабильность в государствах, которые этот «бумеранг» приняли.
Поэтому можно предположить, что стратегия санкционного давления меняется на наших глазах: от блицкрига с резким, почти шоковым воздействием на российское общество (мощный демонстрационный эффект внушительного списка ограничений в совокупности с блокированием поставок потребительских товаров в некоторых сегментах рынка, наряду с тиражированием проявлений «культуры отмены» всего российского и русского, разрыв программ сотрудничества работавших десятилетия в науке, образовании, космической деятельности, спорте и др.) к постепенному, контролируемому «удушению» со стремлением не навредить собственным интересам.
Таким образом, воздействие на политический курс российского руководства эти санкции будут иметь минимальное или вовсе не повлияют: скорее, будет возникать еще не раз проблема аудита уже введенных ограничений, которые могут и далее бить «дружественным огнем» по их инициаторам.
Россияне постепенно привыкают к санкционному давлению и адаптируются к новым условиям: несмотря на незначительное сокращение товарного разнообразия и снижение потребительской активности граждане в большинстве своем поддерживают политическое руководство страны и демонстрируют сплочение и готовность к испытаниям. Высокий уровень поддержки политики Президента России, позитивное отношение к решениям Правительства России в сфере экономического развития сформировали некоторый ресурс прочности общества.
Однако в этих условиях актуализируется ряд вопросов о том, как именно будет развиваться российская экономика, каким образом государство будет обеспечивать безопасность и процветание гражданам в ближайшем будущем. То есть граждане сейчас стремятся понять общую стратегию российского государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу и соотнести это со своими возможностями, надеждами и запросами.
По-видимому, в настоящий момент крайне необходимо выстраивать такие модели коммуникации с гражданским обществом, которые позволили бы обеспечить долгосрочную консолидацию общества, минимизировать влияние антироссийской, русофобской пропаганды на основе приемлемого для большинства россиян образа Будущего.
Политическая система России и экономика адаптируются к новой ситуации. Однако темпы такой адаптации отличаются: процесс идет в общественно-политической сфере несколько быстрее, чем в экономике.
Это вполне объяснимо: многие экономические процессы, особенно затрагивающие экспорт и импорт, требуют значительного времени для перенастройки. Кроме того, ряд производственных решений не может быть реализован в коротком временном горизонте и заставляет искать новые пути, решения, подходы к изменениям конъюнктуры рынков.
Потенциал «донбасского консенсуса» видится как весьма позитивный ресурс для развития политической системы.
Во-первых, идет работа по интеграции новых территорий, настройка хозяйственной, административно-управленческой работы там, масштабируется удачный опыт и решения (волонтерская работа, поставка гуманитарной помощи, привлечение российских регионов к процессу восстановления инфраструктуры территорий и др.).
Во-вторых, поставки оружия Украине и наращивание ее военного потенциала демонстрируют реальное отношение Запада к России, определяют нынешнее противостояние как одно из важнейших сражений за сохранение российского суверенитета и территориальной целостности.
В-третьих, активизация работы той части оппозиции, которая оказалась за рубежом, идет полностью в контексте антироссийской и русофобской линии, которая стала там доминирующей.
«Отмена русских» стала популярной как для действующих политиков Евросоюза и США, так и для одиозных отставных деятелей (например, бывшего Президента Польши Леха ВАЛЕНСЫ). Такая карикатурная деятельность не могла не вызвать массового отторжения в российском обществе. Планируемое проведение очередных выборов в российских регионах осенью 2022 года, полагаю, не станет серьезным вызовом политической стабильности.
Игорь КУЗНЕЦОВ, профессор кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М.В.ЛОМОНОСОВА, исполнительный директор Российского общества политологов (РОП), доктор политических наук.
Источник: Аналитический центр Российского общества политологов (РОП).