РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

АЛЕКСЕЙ БУРОВ

Россия вышла из Болонской системы, в которой находилась почти двадцать лет. После заявления 185 руководителей высших учебных заведений страны о поддержке спецоперации на Украине, совет этой организации сообщил 11 апреля 2022 года, что наша страна находится теперь вне этой системы.

На этот счет существует много суждений, дискуссии по этой теме не прекращались почти весь двадцатилетний период. Сторонники интеграции нашей страны в Европейское образовательное пространство доказывали, что это очень хорошо, что мы теперь вместе, что у нас единые подходы к образовательным стандартам, что наши специалисты теперь легко трудоустраиваются в Европейских странах, а из Европы приехали преподаватели работать в наши вузы.

Автаркия — это всегда плохо! Мы за интеграцию. Ученые и преподаватели должны обмениваться информацией. Все это идет на благо развития науки и прироста знаний. Двадцать лет — большой срок. Уже все привыкли к тому, что у нас теперь бакалавриат и магистратура. Бакалавриат дает самые общие знания, не давая возможность их расширить и углубить, а магистратрантам уже нечего преподавать, потому что основные знания уже получены при обучении на бакалавриате.

Система, прямо скажем, не сложилась. С ней смирились, приспособились и тихо, поругивая ее, жили.

Студенческая мобильность развивалась слабо внутри страны, перевод из вуза в вуз шел вяло, а чтобы перевестись за рубеж не хватало средств.

Позакрывались диссертационные советы, число кандидатов и докторов наук, а также аспирантов, сократилось в разы. Можно было не защищать кандидатскую диссертацию, а получить после аспирантуры диплом преподавателя-исследователя, хотя такая же квалификация давалась и после магистратуры.

Обязательным становилась публикация в зарубежных журналах. Без них никак нельзя было продлить контракт на продолжение работы в вузе. Стоимость такой публикации варьировалась от 50 до 100 тысяч рублей. А зарплата — все та же.

Одновременно уровень оплаты преподавателей, прибывших к нам из-за рубежа, превышал наших представителей профессорско-преподавательского состава порой в десятки раз. А потому обучение в магистратуре Российской экономической школы, к примеру, доходило до 1,5 млн рублей.

Теперь мы вновь узнали, что наше всегда лучше. Я лично в этом никогда и не сомневался.

У них там на Западе все по-другому. Но опыт, который мы приобрели, останется с нами. Советская система подготовки научных и педагогических кадров, как и руководство наукой, при социализме не имело аналогов в мире. И весь фронт научных исследований держался на контроле в органах власти и управления. Для этого существовал Госкомитет по науке и технике, соответствующий отдел науки ЦК КПСС.

Мы всегда идеализируем прошлое. Может пройдет время и мы увидим немало положительного в Болонской системе, будем жалеть, что многое при ее реализации осуществить не удалось. И тогда мы скажем: как хорошо, что она была.

Алексей БУРОВ, депутат Волгоградской областной Думы, секретарь Сталинградского (Волгоградского) обкома КПРФ, Заслуженный деятель науки России, доктор исторических наук, профессор.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов