ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА НЕ В ДЕФИЦИТЕ ПРОДУКТОВ, А В ИЗНОСЕ ОБОРУДОВАНИЯ ПИЩЕПРОМА

Рос­сий­ский зер­но­вой союз и Мин­сель­хоз оце­ни­ва­ют ва­ло­вой сбор зер­но­вых (вклю­чая зер­но­бо­бо­вые) выше 130 млн тонн, при­том что за по­след­ние пять лет сред­ний го­до­вой сбор чуть пре­вы­шал 120 млн тонн.

И по са­мой пше­ни­це про­гноз выше — ожи­да­ет­ся 86 млн тонн, а это зна­чит, что кор­мо­вая база для пти­це­вод­ства, мо­лоч­но­го и мяс­но­го жи­вот­но­вод­ства бу­дет обес­пе­че­на.

Но есть неко­то­рые про­бле­мы с ово­ща­ми от­кры­то­го грун­та, са­ла­та­ми из-за того, что су­ще­ству­ет до­ста­точ­но се­рьез­ный де­фи­цит се­мян (они ча­сто шли по им­пор­ту, а сей­час здесь мно­го пе­ре­бо­ев). Но тем не ме­нее ре­ше­ния при­ни­ма­ют­ся.

В частности, Пра­ви­тель­ство России при­ня­ло ре­ше­ние о льгот­ном суб­си­ди­ро­ва­нии при­о­ри­тет­ных им­порт­ных за­ку­пок, в том чис­ле и по се­ме­но­вод­ству (тут че­рез ка­кое-то вре­мя остро­та про­бле­мы ста­нет за­мет­нее).

Боль­ше во­про­сов вы­зы­ва­ет дру­гая со­став­ля­ю­щая аг­ро­сек­то­ра. По мере уси­ле­ния ри­то­ри­ки по по­во­ду им­пор­то­за­ме­ще­ния было об­ра­ще­но вни­ма­ние на си­ту­а­цию в рос­сий­ском пи­ще­про­ме. И сей­час вы­яс­ня­ют­ся до­воль­но непро­стые об­сто­я­тель­ства.

На­при­мер, Мос­ков­ский го­су­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет пи­ще­вых про­из­водств про­вел ис­сле­до­ва­ние, по ре­зуль­та­там ко­то­ро­го ока­за­лось, что фи­зи­че­ский из­нос обо­ру­до­ва­ния в пи­ще­про­ме со­став­ля­ет 59%, то есть боль­ше по­ло­ви­ны, а это уже кри­ти­че­ский уро­вень.

А за­ви­си­мость от им­порт­но­го обо­ру­до­ва­ния и ком­плек­ту­ю­щих со­став­ля­ет бо­лее 60%, в том чис­ле по ряду прин­ци­пи­аль­но важ­ных про­из­водств: мас­ло­жи­ро­вой про­дук­ции, мяса, ры­бо­пе­ре­ра­бот­ки, са­ха­ра и так да­лее. В неко­то­рых слу­ча­ях эта за­ви­си­мость пре­вы­ша­ет 70% и даже 80%.

На мой взгляд, имен­но это и вы­зва­ло по­вы­шен­ную оза­бо­чен­ность: если им­порт рез­ко со­кра­тит­ся, а за­крыть мы его в бли­жай­шее вре­мя не смо­жем, то по­лу­чит­ся дис­ба­ланс: про­из­вод­ствен­ные мощ­но­сти мо­гут на­чать вы­бы­вать в силу сво­е­го фи­зи­че­ско­го из­но­са и за­ви­си­мо­сти от им­пор­та, но­вых по­ступ­ле­ний не пред­ви­дит­ся (с од­ной сто­ро­ны, им­порт огра­ни­чен, с дру­гой сто­ро­ны, им­пор­то­за­ме­ща­ю­щие про­из­вод­ства да­дут свой вы­хлоп че­рез год-пол­то­ра), но при этом пла­ни­ру­ет­ся очень непло­хой уро­жай.

И вот этот дис­ба­ланс вы­зы­ва­ет ощу­ще­ние за­ме­ша­тель­ства: не нач­нут­ся ли пе­ре­бои? Сы­рье есть, уро­жай со­бра­ли, а пе­ре­ра­бо­тать и про­из­ве­сти из него за­труд­ни­тель­но. Но ду­маю, что эти оцен­ки все-таки от­но­сят­ся не к те­ку­ще­му вре­ме­ни и бли­жай­шим двум-трем ме­ся­цам (до но­во­го уро­жая), а даль­ше, к кон­цу года, воз­ник­нет та­кой риск.

Кста­ти, эта си­ту­а­ция в рав­ной сте­пе­ни ка­са­ет­ся и тек­стиль­но­го, швей­но­го про­из­вод­ства. Там за­ви­си­мость от им­порт­но­го сы­рья за­ча­стую пре­вы­ша­ет 70–80% по ряду ви­дов про­дук­ции. Есте­ствен­но, в первую оче­редь у лю­дей вы­зы­ва­ет оза­бо­чен­ность пи­та­ние, а вто­рым пунк­том уже бу­дет «что но­сить», «что ку­пить», «где до­стать».

То есть на­рас­та­ют вол­ны по­тре­би­тель­ской оза­бо­чен­но­сти. Тем бо­лее, что в те­ку­щих об­сто­я­тель­ствах люди вы­нуж­де­ны вклю­чать ре­жим эко­но­мии и счи­тать день­ги, а раз так, то уси­ли­ва­ет­ся ин­тен­сив­ность по­се­ще­ния тор­го­вых то­чек и вы­бо­ра необ­хо­ди­мо­го: по­лу­ча­ет­ся, что вме­сто двух-трех ма­га­зи­нов че­ло­век за неде­лю об­хо­дит де­ся­ток. Ко­неч­но, при этом у него воз­ни­ка­ют несколь­ко иные ощу­ще­ния от ас­сор­ти­мен­та и так да­лее. И это сиг­нал, ко­то­рый тре­бу­ет яс­но­го, чет­ко­го и опе­ра­тив­но­го от­ве­та со сто­ро­ны ре­гу­ля­то­ров.

Я ду­маю, воз­мож­ность от­ве­тить на это есть. Надо по­ни­мать, что про­бле­ма ре­ша­ет­ся не за один день и не за одну неде­лю. Са­мое глав­ное — это крайне вы­со­кий де­фи­цит ин­фор­ма­ции, ко­то­рая до­во­дит­ся до лю­дей. Эту оза­бо­чен­ность нуж­но сни­мать разъ­яс­не­ни­я­ми о том, что пред­при­ни­ма­ет­ся.

На­при­мер, у нас де­вять про­грамм льгот­но­го кре­ди­то­ва­ния ре­аль­но­го сек­то­ра — объ­яс­ни­те по­дроб­но со ста­тья­ми, ком­мен­та­ри­я­ми, со спе­ци­аль­ны­ми пе­ре­да­ча­ми в прайм-тай­ме, как это ра­бо­та­ет, до­пу­стим, для аг­рар­ных про­из­во­ди­те­лей. А то есть об­щая ин­фор­ма­ция, что про­грам­мы ра­бо­та­ют и столь­ко-то де­нег вы­де­ли­ли. А кому кон­крет­но?

То же са­мое и по им­пор­то­за­ме­ще­нию. При­ня­ли льгот­ную про­грам­му суб­си­ди­ро­ва­ния при­о­ри­тет­ных им­порт­ных за­ку­пок, а кон­крет­но пи­ще­ви­кам сколь­ко до­ста­лось, что они де­ла­ют?

По­это­му тут дело даже не в ко­ли­че­стве мер — меры при­ни­ма­ют­ся. А вот ком­му­ни­ка­ция с мас­со­вым по­тре­би­те­лем долж­на быть вы­стро­е­на луч­ше.

Око­ло­па­ни­че­ские пред­став­ле­ния мо­гут воз­ни­кать из-за эле­мен­тар­но­го де­фи­ци­та ин­фор­ма­ции. Это прин­ци­пи­аль­но важ­но.

В ан­ти­кри­зис­ной по­ли­ти­ке роль ком­му­ни­ка­ции рез­ко воз­рас­та­ет. Важ­но объ­яс­нять лю­дям, что, куда и так да­лее. Но в этом наши вла­сти ос­но­ва­тель­но за­паз­ды­ва­ют. Ко­неч­но, это ка­са­ет­ся и фе­де­ра­лов, но в ре­ги­о­наль­ных ад­ми­ни­стра­ци­ях еще бо­лее се­рьез­ный ин­фор­ма­ци­он­ный де­фи­цит (но и воз­мож­но­стей от­ве­чать у них тоже мень­ше, кста­ти).

На­при­мер, в Пра­ви­тель­стве России при­ня­ли ре­ше­ние уве­ли­чить объ­ем кре­ди­то­ва­ния ре­ги­о­нов с 300 млрд до 420 млрд рублей, а на что кон­крет­но в каж­дом ре­ги­оне они пой­дут? Хва­та­ет — не хва­та­ет?

Кру­го­во­рот ин­фор­ма­ции в эко­но­ми­ке дол­жен по­сто­ян­но под­дер­жи­вать­ся, от это­го за­ви­сят на­стро­е­ния и мо­ти­ва­ции по­тре­би­те­лей и ин­ве­сто­ров.

Никита МАСЛЕННИКОВ, ру­ко­во­ди­тель на­прав­ле­ния «Фи­нан­сы и эко­но­ми­ка» Ин­сти­ту­та со­вре­мен­но­го раз­ви­тия.

Источник: «Региональные комментарии».

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов