КИОСКИ И ДРУГАЯ СТИХИЙНАЯ ТОРГОВЛЯ ПОЯВЯТСЯ ВЕЗДЕ, БИЗНЕСУ НАДО ВЫЖИВАТЬ

ДМИТРИЙ ЯНИН

Рас­суж­дая о пер­спек­ти­вах рос­сий­ской тор­гов­ли, сто­ит го­во­рить не толь­ко о ки­ос­ках, но и о дру­гих фор­мах сти­хий­ной тор­гов­ли, ха­рак­тер­ных для стран с нераз­ви­той эко­но­ми­кой. Все эти фор­ма­ты поз­во­ли­ли лю­дям вы­жить в 1990-е годы.

Учи­ты­вая, что ны­неш­ний кри­зис бу­дет не ме­нее тя­же­лым для эко­но­ми­ки, по­доб­ные фор­ма­ты, хо­тят того вла­сти или нет, по­явят­ся прак­ти­че­ски вез­де.

Это бу­дут не толь­ко ки­ос­ки, но и ба­ра­хол­ки, ве­ще­вые рын­ки, про­да­жа из рук в руки.

Все эти ис­то­рии вполне ожи­да­е­мы, по­сколь­ку по­мо­га­ют мел­ким пред­при­ни­ма­те­лям что-то за­ра­бо­тать и про­кор­мить себя, а по­ку­па­те­лям — что-то при­об­ре­сти по­де­шев­ле, ми­нуя офи­ци­аль­ные ка­на­лы про­да­жи то­ва­ров.

Плю­сы сти­хий­ной тор­гов­ли мы все пре­крас­но зна­ем: за­ня­тость и ра­бо­чие ме­ста. Ми­ну­сы тоже вполне по­нят­ны — без­на­ло­го­вая про­да­жа. Ве­ро­ят­но, та­кие фор­мы бу­дут воз­вра­щать­ся, а на­ло­го­вые по­ступ­ле­ния в бюд­жет с роз­нич­ной тор­гов­ли — сни­жать­ся.

Аль­тер­на­ти­вы это­му нет, по­сколь­ку нефор­маль­ные ка­на­лы про­да­жи мо­гут быть в со­ци­аль­ных се­тях, че­рез сай­ты. Се­год­ня необя­за­тель­но сто­ять око­ло вок­за­ла и что-то про­да­вать.

Ма­ло­му и сред­не­му биз­не­су надо вы­жи­вать, из-за ин­фля­ции с на­ча­ла года на­се­ле­ние уже обед­не­ло, а ин­дек­си­ро­вать до­хо­ды пока толь­ко со­би­ра­ют­ся, да и то не всем.

При ро­сте бед­но­сти рас­тут и про­да­жи в нефор­маль­ных сек­то­рах. При этом по­доб­ные фор­ма­ты тор­гов­ли про­па­ли да­ле­ко не вез­де. Их вы­тес­ни­ли ре­ше­ни­ем вла­стей из круп­ных го­ро­дов. Но, при­об­ре­тя неко­то­рые эле­мен­ты ци­ви­ли­за­ци­он­ных форм, они оста­лись во мно­гих ре­ги­о­нах.

На­при­мер, все так же ра­бо­та­ют ве­ще­вые рын­ки (и не так да­ле­ко от Моск­вы). Бо­лее того, по­пу­ляр­но­сти та­ко­го вида про­даж спо­соб­ству­ет дав­ле­ние на им­пор­те­ров. Объ­ем бес­по­шлин­но­го вво­за для лич­ных це­лей был за­мет­но уве­ли­чен со­всем недав­но.

Это непло­хая цена за­куп­ки для ма­лых пред­при­ни­ма­те­лей, этот ли­мит вполне впи­сы­ва­ет­ся в клас­си­ку чел­но­ка. Все годы этот ли­мит по­сте­пен­но сни­жа­ли, но со­всем недав­но его вновь по­вы­си­ли в несколь­ко раз.

Пусту­ю­щие се­год­ня тор­го­вые пло­ща­ди и даль­ше, ско­рее все­го, бу­дут пу­сто­вать. Ухо­дят не толь­ко те, кто умел тор­го­вать и умел го­то­вить, мас­со­во ухо­дят прак­ти­че­ски все, кто тор­гу­ет на дру­гих рын­ках.

У рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей вряд ли есть воз­мож­но­сти на­столь­ко на­рас­тить мощ­но­сти. В пу­сту­ю­щих ТЦ тор­го­вать про­сто бу­дет нечем.

А что там еще де­лать? Ор­га­ни­зо­вы­вать ка­кие-то цен­тры го­сус­луг? Вполне воз­мож­но, но объ­е­мы осво­бож­да­ю­щих­ся пло­ща­дей несо­по­ста­ви­мы с воз­мож­ны­ми за­про­са­ми на этот счет. Ве­ро­ят­но, часть по­ме­ще­ний мо­гут за­нять ком­па­нии или струк­ту­ры, ко­то­рые аф­фи­ли­ро­ва­ны с бюд­же­том.

На­при­мер, вла­сти мо­гут что-то от­крыть там, если речь идет о бо­га­том го­ро­де. Но это неак­ту­аль­но для боль­шин­ства субъ­ек­тов Федерации. Ча­стич­но в пу­сту­ю­щие пло­ща­ди мо­гут пе­ре­ехать пунк­ты вы­да­чи он­лайн-пло­ща­док, ко­то­рые сей­час рас­по­ло­же­ны в под­ва­лах.

Однако их фор­мат не пред­по­ла­га­ет боль­шой пло­ща­ди, им не нуж­но столь­ко по­ме­ще­ний, сколь­ко было у круп­но­го и даже у сред­не­го ма­га­зи­на.

Кто-то свя­зан­ный с он­лайн-тор­гов­лей из под­ва­ла все-таки пе­ре­едет, по­сколь­ку в этом сег­мен­те не та­кое боль­шое па­де­ние. Если аренд­ные став­ки упа­дут, они вполне мо­гут вос­поль­зо­вать­ся си­ту­а­ци­ей и вый­ти на бо­лее пре­зен­та­бель­ный уро­вень. А боль­ше неко­му.

Дмитрий ЯНИН, пред­се­да­тель прав­ле­ния Меж­ду­на­род­ной кон­фе­де­ра­ции об­ществ по­тре­би­те­лей.

Источник: «Региональные комментарии».

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов