БЕЗ VANISH НЕ ОСТАНЕМСЯ, «УШАСТЫМ НЯНЕМ» ПРИРАСТЕМ

ИВАН ЛИЗАН

Российский рынок бытовой химии продолжает лихорадить. Крупных отечественных производителей на данном рынке мало, доля иностранных компаний с их брендами крайне велика, а спецоперация на Украине застала всех врасплох.

Начальная реакция на политическое давление со стороны своих же правительств, девальвацию рубля и тотальный логистический сбой — поднятие цен.

По этому пути пошла американская Procter & Gamble: она еще в середине марта подняла цены в среднем на 43%, а по некоторым позициям даже на 65–70%. P&G — это целый букет брендов: Ariel, Tide, Lenor, Fairy, Pampers, Always, Gillette, Head & Shoulders, Pantene, Blend-a-med.

Ее примеру последовала британская Uniliver — Cif и Domestos, Rexona, Dove, AXE, Camay, «Чистая линия», «Лесной бальзам», «Бархатные ручки» и «Черный жемчуг». Uniliver также приняла решение поднять отгрузочные цены в диапазоне от 10 до 45%.

Кто-то, как например британская Lush, «оптимизировали» бизнес. Lush списала свою долю в российском бизнесе и теперь в России закроется треть магазинов Lush, а без работы останутся 200 из 500 сотрудников. А британская компания Reckitt — производит Vanish, Cilit Bang, Finish и Calgon — начала передачу своего бизнеса в Росси.

Как видно, стратегии поведения транснациональных производителей бытовой химии разные: кто-то, как крупные P&G с Uniliver, затаились и стригут купоны за счет повышения отгрузочных цен, Lush хлопнула дверью, а Reckitt приняла новые правила игры.

В общем, без привычных нам шампуней, гелей и прочей бытовой химии мы не останемся.

Во-первых, у многих парфюмерно-косметических транснациональных компаний (ТНК) в России работают заводы, обеспечивающие им неплохую прибыль даже с учетом того, что главным драйвером продаж в этом сегменте уже не первый год являются скидки и промоакции.

Во-вторых, часть бизнес-процессов удастся изменить таким образом, чтобы не обидеть ТНК и не поссориться с российской властью.

Если торговая сеть OBI решила отдать свой бизнес менеджменту, то и Reckitt найдет способ для извлечения прибыли даже при условии работы ее российского подразделения в изолированном режиме.

Однако на этом хорошие новости для косметических ТНК в принципе заканчиваются. А вот для отечественных компаний открываются большие перспективы.

Уход иностранных производителей бытовой химии, равно как и повышение цен — это шанс для 182 российских компаний, которые могут воспользоваться ситуацией для наращивания производства и перераспределения рыночных долей в свою пользу.

Как сообщают СМИ, «Волгоградский завод стиральных порошков» уже сориентировался и заявил о планах увеличения объемов производства в 2,5 раза до пяти тысяч тонн продукции в месяц. Ульяновская S-HIM также готовится наращивать производство.

Уверен, что скоро их примеру последуют и другие крупные российские компании. Отечественных производителей бытовой химии и косметики хватает: есть Splat (отдельная история успеха), «Невская косметика» со своим «Ушастым нянем» и целый букет производителей, чьи бренды еще нужно раскручивать.

Главная специфика рынка бытовой химии — бренд. У иностранцев они были, с ними они и зашли в нулевых, выкупив многие заводы. Тогда государству было не до производителей косметики и бытовой химии. Сейчас же им понадобится помощь в виде длинных денег для увеличения производственных мощностей, освоения выпуска компонентов — сырья, тары, упаковки, — а также медийное сопровождение для раскрутки бренда.

Главное, чтобы прогнозы Минпромторга по трехкратному росту объемов парфюмерии и косметики в ближайшие годы превратились в конкретный план мероприятий, обеспеченный деньгами, льготами и иными видами господдержки.

Иван ЛИЗАН, редактор портала «Сонар-2050».

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов