САНКЦИИ КАК «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ» ВЫБОР СОВРЕМЕННЫХ ЗАПАДНЫХ ДЕМОКРАТИЙ

СЕРГЕЙ ПАНКРАТОВ

Российское общество и государство не один год живет в условиях санкций, разнонаправленного характера по сферам и секторам жизнедеятельности, субъектам юридических и физических лиц, степени жесткости, «ответного бумеранга» в странах, инициировавших санкции и т.д.

При этом, с нашей точки зрения, введение и реализация санкционных ограничений, реализуемых в целом ряде государств, определенных как недружественные, а порой враждебные «цивилизованному миру» следует рассматривать как «технологический» выбор и ресурс по продвижению и институционализации моделей и принципов западных демократий.

Да, санкции, в первую очередь, направлены на обеспечение системных сбоев и ограничений в экономике конкретных стран, но конечная цель — вынудить политическую элиту, население принять стандарты жизнедеятельности, обеспечивающие стабильность и безопасность стран Евросоюза и США, без учета собственных национально-государственных интересов и приоритетов.

При этом санкционные формы принуждения подкрепляются и обеспечиваются информационно-пропагандистским трендом соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Можно много дискутировать о ныне реализуемых формах насилия (политико-правовом, социально-экономическом, культурном, идеологическом и др.), но «третья мировая война», а точнее глобальное противостояние держав и союзов с активизацией насилия в самом широком понимании этого феномена (быть может, настало время методологически уточнить, конкретизировать само понимание «современная война») имеет место быть.

В этом контексте новые волны принимаемых и реализуемых против России санкций, целесообразно рассматривать как целенаправленно спланированные акции, введение которых объясняется конкретными поводами (в частности проведение спецоперации на Украине), но в реальности определяемых трендом русофобии и поиском любых поводов для указания России ее места в мире, определенном «передовыми странами демократии».

Сплочение институтов государства и гражданского общества в противодействии реальным рискам и угрозам, которые наносятся санкционной политикой ряда недружественных стран есть возможный ответ на проблемную ситуацию: быть или не быть России как объективно сложившемуся территориальному, цивилизационному и т.д. образованию; и если быть, то какой и на сколько готовы «поступиться принципами», интересами ради снижения остроты противостояния и уровня насилия.

При этом одной из главных угроз в России, с нашей точки зрения, выступает идейно-политический, морально-нравственный раскол населения, провоцируемый санкциями (это, определенно, одна из поставленных задач инициаторов), с последствиями гражданского противостояния внутри страны.

С результатами социально-экономических ограничений большинство научилось справляться, хотя очевидно, что они будут усугубляться.

Насколько представители различных социальных групп (профессиональных, этно-конфессиональных, территориальных и др.), поколенческих когорт смогут осознать и принять, поддерживать нынешний курс руководства страны. Не эмоциональное «ЗА» или «ПРОТИВ», а осознанный выбор каждого вот что определяет во многом ситуацию.

А ответные меры на санкционную политику ряда недружественных государств должны реализовываться, с одной стороны, в меру возможности и необходимости, а, с другой стороны, с учетом перспектив дальнейшего налаживания отношений с населением, да и политиками этих государств.

Сергей ПАНКРАТОВ, профессор кафедры социологии и политологии Волгоградского государственного университета (ВолГУ), доктор политических наук, руководитель Волгоградского регионального отделения Российского общество политологов (РОП).

Источник: Аналитический центр Российского общества политологов (РОП).

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов