НЕОБХОДИМО УСИЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ НАД РАБОТОЙ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РЕГИОНАХ

АЛЕКСАНДР СТРИЗОЕ

Адекватно оценить санкции и их последствия может лишь профессионал-экономист, знающий реальное состояние нашей экономики в целом и отдельных ее отраслей.

С точки зрения наблюдателя не экономиста, объективно санкции Запада создали серьезные трудности в российской экономике. Эти трудности усугубляются субъективным фактором: тем, что экономический блок Правительства России, судя по отдельным заявлениям министров, не был к ним готов и имел упрощенные представления об импортозамещении и его организации.

Санкции могут нанести ощутимый ущерб в тех отраслях, которые связаны с массовым потреблением работ, товаров и услуг (автосборка, автосервис, авторемонт, производство и ремонт в IT-сфере, поддержание в рабочем состоянии информационных систем и систем управления), с состоянием здоровья населения (импорт лекарств, сырья для их производства, медицинского оборудования), с весенними посевными работами (семенной фонд).

Трудности снабжения оборудованием и материалами могут возникнуть на предприятиях топливно-энергетического комплекса (газо- и нефтедобыча, а также переработка), что повлечет сбои в производстве и поставках продукции.

Социально значимые последствия могут иметь проблемы с эксплуатацией на внутренних линиях судов воздушного флота, находящихся в лизинге и нуждающихся в импортных поставках для ремонта и обслуживания.

Санкции и попытки противостояния им показали не только слабость экономического блока правительства и всего механизма управления экономикой, неспособного решать даже текущие задачи (импортозамещение, развитие новых технологий), но и порочность экономической стратегии, игнорирующей потребности развития реального сектора экономики, на что указывает деградация и отставание отечественного гражданского машиностроения.

Эти ошибки имеют и политические последствия, ослабляя в кризисный период общий экономический потенциал страны, подрывая доверие к органам власти и управления.

В оценке общего влияния санкций на общественные настроения можно согласиться с анализом Валерия ФЕДОРОВА (ВЦИОМ), полагающего, что основное их бремя затронет образ жизни и привычки высшего и среднего слоя среднего класса. Однако для полной оценки всего комплекса последствий санкций и их влияния на общественное мнение следует рассматривать санкции в конкретном социально-экономическом контексте.

К числу основных факторов, формирующих этот контекст можно отнести:

1) поведение экономических субъектов рынка работ, товаров и услуг, которые в ситуации совпадения затянувшейся и усугубленной пандемией экономической депрессии с внешними санкциями попытаются поднять цены и сократить рабочие места. (Порождаемый бизнесом и торговыми посредниками ценовой беспредел, а также увольнения занятых тем более реальны и опасны, что российский бизнес в массе своей не приемлет практики социальной ответственности);

2) затягивающееся проведение спецоперации Вооруженных сил России на Украине и связанные с ней стрессы, потери и жертвы;

3) сложившийся образ жизни городских слоев населения, особенно молодежи, привыкших к стандартам «общества потребления», в котором высокий уровень притязаний к окружению («мне все должны…»), как правило, доминирует над нравственной и гражданской ответственностью перед обществом и государством. При этом у молодежи высокие потребительские установки сочетаются с морально-психологической неготовностью к отказу от «сетевого» образа жизни, к иным бытовым ограничениям.

В этой ситуации основными значимыми процессами, деструктивно влияющими на общественные настроения, являются:

  • рост цен на продукты и товары первой необходимости (в сетевой и несетевой торговле наблюдаются скачки цен);
  • рост цен на лекарства, что особенно важно для хронических больных с пожизненным приемом препаратов и пациентов, проходящих длительный курс лечения (региональные фармацевтические сети взвинтили цены и сотрудники говорят об их дальнейшем росте);
  • нестабильность цен на бензин в условиях массовой автомобилизации в городах;
  • рост цен/тарифов в ЖКХ в сочетании с низким качеством коммунальных услуг и произволом управляющих кампаний;
  • рост цен на проезд в общественном транспорте и иные услуги населению.

В сложившихся условиях необходим комплекс мер, стимулирующих предпринимательскую активность и контроль над ценами (предложение о приостановке взимания НДС), также облегчающих положение уязвимых групп населения (льготы в оплате за услуги ЖКХ многодетным и пенсионерам 65+).

Консолидации общества и решению социальных проблем будет способствовать реально ощутимый, а не фиктивно-демонстративный подъем ставки подоходного налога для богатых и сверхбогатых.

Следует также учесть, что несмотря на смягчение ограничений, связанных с пандемией, эпидемическая ситуация до конца не преодолена, деструктивные последствия пандемии (осложнения ковида и проч.) продолжают ощущаться. Все это в совокупности ведет к сохранению в обществе настроений усталости, апатии и депрессии в сочетании с достаточно высокой возбудимостью и агрессивностью, что может провоцировать социальные конфликты и акты стихийного протеста.

В сложившейся ситуации особую роль могут сыграть действия региональной, городской и местной муниципальной власти.

С одной стороны, органы власти могут реализовать сформулированное Президентом России требование обеспечить в период санкций максимально возможную свободу предпринимательской деятельности.

С другой — осуществить на управляемой территории контроль над ценами и политикой занятости.

Умелое использование связанных с этим стимулов и ограничений может укрепить авторитет власти, но одновременно требует способности и готовности государственных служащих решать реальные проблемы, достигать взаимопонимания с разными группами населения, предупреждать конфликты и риски.

Помимо личных качеств, добросовестности и законопослушности чиновников, проблема состоит в том, что современный аппарат регионального и муниципального управления, привык работать в духе насаждаемых сверху лозунгов компьютеризации документооборота и «электронного правительства», предполагающих формальную отчетность, без «погружения» в реальное содержание возникающих проблем и прямого общения со специалистами и гражданами. Подобный стиль работы неизбежно создает иллюзии решения возникающих проблем, упускает развитие деструктивных процессов, порождает чрезвычайные ситуации.

Выход из нынешней во многом предкризисной ситуации требует усиления федерального контроля над работой аппарата исполнительной власти и депутатского корпуса на местах.

Учитывая сложность нынешнего политического и экономического положения страны ответные санкции России должны быть применены, прежде всего, к странам, управляющим киевским режимом и целенаправленно осуществляющим антироссийскую стратегию. В первом приближении, в их число можно включить США и Великобританию.

Санкции должны иметь «точечный» характер и быть нацелены на уязвимые места противостоящей стороны. Нанося ей ощутимый вред, санкции, по возможности, не должны усугублять наше социально-экономическое положение.

Александр СТРИЗОЕ, профессор кафедры социологии и политологии Волгоградского государственного университета (ВолГУ), доктор философских наук, профессор, эксперт Волгоградского регионального отделения РОП.

Источник: Аналитический центр РОП.

Фото: Кирилл БРАГА.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов