РОССИИ НУЖНА ЭФФЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НА УКРАИНСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

ДАРЬЯ МАКОВСКАЯ

К основным причинам признания Россией независимости Донецкой и Луганской Народных Республик можно отнести: отказ Украины выполнять Минские соглашения после длительного периода их саботажа со стороны официальной украинской власти при поддержке ее зарубежных «партнеров»; необходимость обеспечения защиты ДНР и ЛНР от неприкрытой вооруженной агрессии со стороны украинской армии.

При этом наиболее проблемным вопросом для мировой общественности, населения Украины, определенной части населения России, является обоснованность проведения специальной операции на территории Украины.

Можно с очень высокой долей уверенности предполагать, что у них на данный момент отсутствует четкое понимание того, что данная мера была исключительно превентивной. В ближайшей перспективе Россию ожидала агрессия с территории украинского государства, которая бы осуществлялась при поддержке и непосредственном участии стран НАТО. В войну бы оказалось втянуто не только украинское население, но и жители европейских государств.

Уместно напомнить, что вопреки Конституции Украины, там были развернуты учебно-тренировочные миссии стран НАТО, которые, по сути, являются иностранными военными базами. Более того, на Украине был принят закон, разрешающий допуск подразделений Вооруженных сил других государств на территорию страны в 2022 году.

Высока была вероятность создания и применения со стороны Украины радиологического оружия («грязной ядерной бомбы»), особенно учитывая лояльное отношение украинской власти и ее партнеров к украинским неонацистским вооруженным группировкам.

Нельзя забывать про угрозу создания ядерного оружия на территории Украины, прямо озвученную Президентом Украины, которое могло бы быть использовано как для попыток подрыва российской государственности, так и создавало угрозу всему мировому сообществу, в первую очередь — Европе.

Также можно обратить внимание на проблемные вопросы информационного сопровождения политики России в данной ситуации.

Во-первых, в результате ее практически полного отсутствия в первые дни проведения спецоперации, население Украины, даже сохранявшее лояльное или нейтральное отношение к России, а также определенная часть населения России, оказалось под прессингом антироссийской пропаганды.

Можно предположить, что уровень консолидации украинского общества на тезисе «защиты от оккупантов», сформированной на основе ложных представлений о целях и методах действий российской армии на территории Украины, сейчас может достичь максимального уровня.

Со стороны России только в последние дни стала вестись внятная информационная политика. Но при этом крайне мало используются наиболее эффективные в данной ситуации символические средства, мемы, графические изображения, объективные мнения из-за рубежа, высказанные непосредственно гражданами других государств.

Разъяснительная работа ведется почти исключительно на каналах, которые частью населения, в первую очередь молодежью, воспринимаются не как доносящие объективную информацию, а как средство пропаганды. Это негативно сказывается на объективной оценке ситуации со стороны населения.

Устраивающими Россию результатами специальной военной операции можно считать:

  • признание Донецкой и Луганской Народных Республик в границах Донецкой и Луганской областей;
  • признание Крыма субъектом Федерации;
  • денацификация Украины, имеющая четко оговоренные параметры, включающая нейтрализацию лидеров нацистских группировок и придерживающихся нацистских взглядов общественных и политических лидеров;
  • закрепление на уровне Верховной Рады внеблокового статуса Украины;
  • закрепление на уровне Верховной Рады запрета на размещение на территории Украины биологических и химических лабораторий, создающих угрозу безопасности России и Украины;
  • демилитаризация Украины, имеющая четко обозначенные Россией параметры, включающая полное изъятие оружия у населения и запрет на размещение на территории Украины оружия, несущего угрозы безопасности России, ЛНР И ДНР.

В среднесрочной перспективе наиболее оптимальной является федерализация Украины. Еще апологеты украинской государственности конца XIX — начала XX века Михаил ДРАГОМАНОВ, Михаил ГРУШЕВСКИЙ, Сергей ПОДОЛИНСКИЙ, Вячеслав ЛИПИНСКИЙ настаивали на том, что единственно приемлемой формой государственного устройства для Украины является федерация. Среди современных идеологов федеративного устройства для Украины можно назвать, например, Вячеслава ЧЕРНОВОЛА.

Тезис о раздельности Украины как минимум на «Запад» и «Восток» активно присутствует в дискурсе общественной и научной элиты Украины.

В исследовании Украинской миротворческой школы «Стратегии преодоления разделенного и травматического прошлого. Короткое видение для Украины» на основании социологических исследований и анализе больших массивов информации выделяются четыре исторических макрорегиона: Запад (Волынская, Ровенская, Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская и Черновицкая области. Закарпатская область демонстрирует определенную обособленность на фоне остальных областей макрорегиона), Центр (Житомирская, Киевская, Черниговская, Сумская, Полтавская, Хмельницкая, Винницкая, Кировоградская области), Восток (Харьковская, Луганская, Донецкая), Юг (Одесская, Николаевская, Херсонская, Запорожская и Днепропетровская области).

В отчете «Украинцы об истории, культуре и польско-украинские отношения» Институт политических исследований Польской академии наук утверждается, что с точки зрения коллективной памяти и идентичности существует даже более четырех «Украин».

При этом нельзя отрицать выраженных тенденций консолидации украинского общества, которое базируется на сконструированном, навязанном украинскому обществу представлении о России как об историческом враге и его нацификации.

Исчезновение искусственно объединяющих украинский социум начал, которое будет неизбежно вследствие денацификации украинского социума и нивелирования идеологии «АнтиРоссии», поставит под вопрос возможность исторически и социокультурно антагонистичным историческим частям Украины сосуществовать в рамках унитарного государства.

И здесь наиболее приемлемым является вариант федерализации с парламентской формой правления, которая поможет наиболее эффективно преодолеть последствия административной украинизации, искусственно создаваемого представления о моноэтническом характере украинской нации, даст возможность регионам эффективно использовать свои финансовые средства, реализовывать необходимые для их развития меры.

Дарья МАКОВСКАЯ, кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник, заместитель директора НОЦ «Международные политические исследования Большого Средиземноморья» Севастопольского государственного университета, руководитель Севастопольского регионального отделения Российского общества политологов (РОП).

Источник: Аналитический центр РОП.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов