ГЛАВ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ ОСТАЕТСЯ ТОЛЬКО ПОЖАЛЕТЬ

АНДРЕЙ МАКСИМОВ

Новый законопроект о публичной власти и предполагаемые новые возможности муниципальной власти вызывают скептическое отношение. То, что мэров сейчас не избирают, а в основном нанимают в качестве сити-менеджеров, подтверждает повсеместную девальвацию муниципальной власти.

Сегодня у органов региональной власти очень большая сфера полномочий, и нет четкого разделения, поэтому местное самоуправление и муниципальная власть просто исчезают, становятся частью государственной системы управления.

Мэры становятся просто чиновниками, их остается только пожалеть. А так как их полномочия весьма ограничены, они являются чиновниками с большим риском попасть за решетку.

Из моих знакомых, которых мы когда-то избирали, почти половина успела там побывать: либо несколько раз под следствием, либо даже в заключении, что очень печально.

И все это усугубляет внешняя обстановка. Второй год страна живет фактически в экстремальных условиях, когда чрезвычайное положение де-юре не объявляется, но фактически оно есть. Можно констатировать постоянные проблемы и с функционированием экономики в целом, и систем жизнеобеспечения, и коммунальных служб, и социальных служб, которые во многом замыкаются на местном самоуправлении…

В этом плане крайне сложная работа у руководителей муниципалитетов, и высокий уровень ответственности. И опять же — высокие риски, потому что на мэров, как ближайших к жителям города, очень легко списать все, даже то, за что они никак не отвечают. Их можно фактически увольнять спокойно в любой момент.

Мэр лишается права высказывать свое экспертное мнение по тем или иным решениям, потому что любое экспертное мнение может быть рассмотрено как нелояльное высказывание со всеми вытекающими последствиями.

Кроме того, любой приходящий губернатор будет искать опору, но искать ее можно по-разному. Или подружиться, или выбрать самого главного и грозного из местных начальников и его публично распять.

Иногда второй вариант более предпочтителен: распинают мэра столицы субъекта Федерации, после этого все понимают: пришел начальник, с ним лучше не шутить.

Остается только пожалеть людей, которые находятся на острие и сверху, и снизу и не имеют никаких правовых защитных механизмов.

В нынешней конфигурации я не вижу перспектив для развития корпуса мэров, потому что самоуправление в том виде, в котором оно было заложено законами, практически сегодня не существует. А закон был очень хорошим: он давал возможность людям на низовом уровне самоорганизовываться, избирать своих лидеров и полностью отвечать за свою повседневную жизнь.

Но сейчас права и возможности в значительной степени у них отобраны, государство говорит о том, что люди просто должны пользоваться заботой государства о себе, что делает их достаточно безответственными.

Из активных граждан люди становятся потребителями госуслуг на уровне местного самоуправления.

Параллельно продолжается процесс укрупнения самоуправления в некоторых регионах, когда объединяется огромное количество мелких поселений сельского уровня.

Но если взять конкретные примеры, например, как это делается в Московской области: мы видим большие муниципалитеты — и до мэра, и даже до депутатов людям уже не достучаться. И это уже не местное самоуправление, а что-то непонятное.

Андрей МАКСИМОВ, руководитель агентства «Максимов-консалтинг».

Источник: «Национальный рейтинг».

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов