Директор Аналитического центра Российского общества политологов (РОП) Андрей СЕРЕНКО в интервью порталу «Региональные комментарии» предложил свое объяснение провальности «прямых линий» ряда глав субъектов Федерации:
— По большому счету проблема неудачных региональных «прямых линий» в том, что губернаторы у нас не электоральны. Они по-настоящему открытые, честные и беспощадные выборы никогда не проходили.
Не проходя такие выборы, а полагаясь исключительно на авторитет федеральной власти, на административный ресурс и некие договоренности с местными элитами, они приходят к власти и удерживают ее, опираясь на административный аппарат и различного рода структуры.
У этих людей никогда не возникало потребности в способности вести общественную дискуссию, то есть отвечать на прямые, не заранее заготовленные вопросы граждан в острых моментах, как правило, непростого диалога с жителями.
Губернаторы России как минимум последние 10 лет не проходили через испытания такого рода. Это люди, которые были «освящены» административным ресурсом и назначением сверху, из Москвы. Понятно, что их выборы всегда были весьма условными.
Все прекрасно понимают: человек, который назначен врио и имеет административный ресурс, под которого выстраиваются местные элиты, проблем с выборами реально иметь никогда не будет.
Для него, честно говоря, в большей степени опасность представляет не столько вариант проиграть выборы, сколько вариант набрать больше Президента России на последних выборах.
Достаточно посмотреть на pr-сопровождение губернаторских кампаний: это pr-сопровождение бюрократической организации. Это не открытая политическая конкуренция, это не яркие, креативные, эмоциональные решения.
Сегодня (за редким исключением) кандидаты в губернаторы, идущие на выборы от партии власти, проводят даже не кампанию «на цыпочках», а кампанию под лозунгом «Главное — не заснуть».
Учитывая все эти факторы, сегодняшние губернаторы, конечно, просто не в состоянии вести прямой диалог с людьми, они давно утратили этот навык, а многие его и вовсе не имели. А не имели потому, что не было заказа на такой диалог: снизу запрос был, а сверху заказа не было.
Считалось, что по большому счету будет построена административно-командная система, довольно сильно похожая на советскую. Но в советской были парторги, которые принимали жалобы от людей и реагировали на них, сейчас, честно говоря, такой системы нет. Одна из главных проблем российской политической системы сегодняшней модели управления — отсутствие реальной обратной связи с населением.
Все соцсети только имитируют обратную связь. Губернаторы выкладывают туда фоточки со своими достижениями, абсолютно игнорируя немногочисленные комментарии людей.
Нельзя считать отчетом главы региона перед населением выкладывание фотографий в Instagram.
Отсутствие обратной связи и атрофированная способность губернаторов разговаривать с неподготовленными людьми и привела к невозможности провести нормальную «прямую линию». К сожалению, мы практически повсеместно сегодня видим заранее подготовленную публику с заранее подготовленными вопросами, порой даже с заранее записанными, как, например, в Калмыкии.
Губернаторы у нас сегодня имеют опыт общения в лучшем случае с тщательно отобранным народом, желательно вакцинированным. В наше время для любого регионального чиновника и губернатора встретить на улице случайного человека страшнее, чем встретить хулигана. Ты просто не знаешь, как с ним себя вести, как на него реагировать.
Думаю, большинство наших губернаторов даже не пытаются разговаривать с народом, для них просто нет этой проблемы. Зачем разговаривать, если есть другие инструменты управления?
Но машина, которая привыкла к такому стилю управления, начинает давать сбой, появляется потребность в разговоре с людьми, губернаторы вынуждены проводить «прямые линии».
Власть понимает, что оставаться дальше глухонемой для народа она просто не может: мы видим рост протестных настроений, мы видим сложную экономическую ситуацию, обостренную пандемией коронавируса, и так далее.
Федеральный центр ищет разные способы реагирования на эту ситуацию, и один из них — это попытка заставить губернаторов вступить в диалог с общественным мнением у себя на территориях. В принципе, это не особо гуманная вещь по отношению к самим губернаторам, которых центр сначала подбирал по одним критериям, а теперь требует от них соответствовать другим. Они просто не умеют этого делать, их надо этому обучать, если нет природного дара.
В 1990-е и 2000-е все было просто: политики, которые не умеют разговаривать с людьми, выборы просто не выигрывали. Тогда была естественная политическая конкуренция, естественный политический отбор: если хочешь победить, стать директором автобазы, мэром, губернатором, то ты должен уметь разговаривать с людьми.
Пиарщики, конечно, помогут, что-то напишут, но и ты должен уметь вести диалог, уметь нравиться людям. Это основные качества любого политика, которым сложно научить.
У нас сегодня люди, стремящиеся сделать политическую карьеру, развивают в себе не способность понравиться избирателям, они развивают в себе способность понравиться начальству: выясняют, куда зайти, с кем контактировать и тому подобное.
Для них задачи понравиться людям нет в принципе. Отсюда и результат: какие способности в политической системе востребованы, те и развиваются. Все в соответствии с законом политической эволюции.
А теперь появилась задача понравиться людям, как следствие, губернаторы садятся в лужу, за редкими исключениями, которые только подтверждают правило. Нет у них этого навыка, этому их не учили, такой задачи не стояло. Но теперь есть команда сверху.
Как ты ее выполнишь, с каким уровнем посмешища? А выполнить команду нужно — это непременное условие работы в системе. При этом сам понимаешь — лучше бы не выполнял. Если проводить такие линии, как в Калмыкии, то лучше уж вообще не надо никаких линий. Такого рода неудачные опыты работы с людьми не исправляют ситуацию, они ее только усугубляют.
Мы такое проходили в середине 1990-х, когда действующий губернатор одного из регионов, поруливший уже лет пять-шесть, решил пойти на честные выборы (когда они еще были). Он решил поездить по отдаленным районам, где, в общем-то, никогда не бывал. Он приехал в те районы, где раньше его не видели и о нем существовал некий миф: «Есть губернатор-молодец, он всегда сильно занят, до нас руки не доходят…». Он приехал, люди посмотрели на него, послушали, что он говорит, — и тут же проголосовали против. Выборы он тогда в итоге проиграл.
Сейчас та же история. Если ты не подготовлен, не знаешь, с какого бока к общественному мнению подойти, как себя вести с незапланированными вопросами (а именно в этом смысл любой «прямой линии»), то не надо ничего имитировать. Нет в этом никакого смысла.
Я уверен, что федеральный центр не давал подобных указаний, его как раз интересует отработка навыка общения губернатора и других чиновников с людьми в неподготовленной ситуации.
Источник: «Региональные комментарии».