В ходе стратегической сессии по цифровизации, состоявшейся 17 августа в Штабе общественной поддержки «Единой России», был принят «Цифровой манифест» партии. Этот блок предложений также предлагается включить в «Народную программу», с которой партия большинства пойдет на выборы.
При подготовке манифеста партия учла настроения консервативных избирателей, являющихся значимой частью ее базового электората.
В документе специально подчеркивается, что «цифровизация в различных сферах жизни не может быть обязательной для всех и проводиться без учёта мнения граждан, особенно в сфере образования, труда, медицины».
Кроме того, в манифесте сделан особый акцент на вопросах защиты персональных данных. Партия реагирует на усилившиеся в период пандемии общественные настроения, связанные с тревожностью граждан по поводу сохранения важных традиционных практик в социально значимых сферах (например, в системе образования) на фоне внедрения цифровых технологий (вспомним акции протеста инициативных групп родителей, выступавших против внедрения дистанционного обучения).
Обратим внимание на включенный в документ тезис о том, что «дистанционное образование и цифровизация образовательной сферы не могут и не должны заменять собой образовательную и воспитательную функцию учителя и личное общение ребенка с педагогами и воспитателями».
В подобном ключе в ходе стратегической сессии по теме высказалась и Уполномоченный при Президенте России по права ребенка Анна КУЗНЕЦОВА, входящая в общефедеральную часть предвыборного списка партии.
Таким образом, «Единая Россия» задает тему для диалога как с лояльной, так и с протестной консервативной средой, за поддержку которой обычно стремится бороться парламентская оппозиция. Это может усилить конкурентные преимущества партии как в ходе нынешней парламентской кампании, так и в рамках региональных и муниципальных выборов (прежде всего в крупных городах), которые будут проходить между федеральными кампаниями 2021 и 2024 годов.
Отдельный блок манифеста посвящен проблемам обеспечения безопасности детей и подростков, вопросам их защиты от «деструктивного контента, суицидных групп, криминальной субкультуры, торговли наркотиками».
В связи с подготовкой к новому учебному году в конце августа-начале сентября в медиа-повестке обычно возрастает значение подобных тем, поэтому «Единая Россия» может получить дополнительные политические очки, поднимая вопрос о путях решения данных проблем.
Для партии вопросы защиты молодежи от влияния криминальной среды не являются только предвыборным сюжетом.
Так, еще в сентябре 2017 года под эгидой Патриотической платформы «Единой России» состоялась рабочая встреча «Декриминализация подростковой среды», где были заявлены меры по борьбе с влиянием криминальных субкультур на молодых граждан.
Комплексный подход к теме, работа с ней в течение всего периода полномочий уходящего созыва Государственной Думы ФС РФ создают дополнительные возможности для взаимодействия партии с общественными активистами и родительским сообществом в рамках как федеральной, так и региональной повестки, которую «Единая Россия» продвигает в рамках избирательной кампании.
Парламентская кампания обычно ассоциируется с социальной проблематикой, но для общественности крайне важны и вопросы безопасности, к которым оппозиционные игроки в нашей стране, как правило, проявляют довольно ограниченное внимание. «Единая Россия» перехватывает эту тему, заявляя, что «обязанностью государства является сделать цифровую среду чистой и безопасной для граждан», а «любой гражданин России должен быть уверен, что его персональные данные, в том числе биометрические, конфиденциальная личная информация, интересы и предпочтения в Интернете будут защищены и не станут достоянием третьих лиц — мошенников, недобросовестных конкурентов, политических оппонентов, сетевых манипуляторов и коррумпированных чиновников».
Действия кибермошенников становятся еще более заметной темой в летний период, когда на фоне отхода на второй план ряда других информационных поводов проблемы, с которыми граждане сталкиваются в частной жизни, начинают интенсивнее обсуждаться в прессе и соцсетях.
«Единая Россия» отвечает на этот общественный запрос, который характерен в том числе для наиболее тревожно настроенных групп избирателей (например, для части представителей старших возрастных групп).
Стоит отметить, что партия подходит к этому вопросу комплексно, разрабатывая меры, направленные против телефонных мошенников (вспомним, например, инициативу группы депутатов от «Единой России» об обязанности операторов мобильной связи прекращать оказание услуг по абонентским номерам, с которых лица, находящиеся в исправительных учреждениях или в СИЗО, осуществляют противоправную деятельность).
Партия подчеркивает, что выступает за ограничения для корпораций в случаях, когда их действия в сфере цифровизации противоречат правам и законным интересам граждан.
Обратим внимание, например, на присутствующий в документе тезис о том, что тотальная цифровая слежка, нарушение тайны личной жизни, манипуляция и дискриминация на основе персональных данных недопустимы не только для государственных органов, но также корпораций и «частных цифровых «экосистем».
То есть, партия учитывает антиистеблишментные настроения, направленные не только против высокопоставленных чиновников, но и представителей крупного бизнеса.
Даже оппоненты «Единой России» признают, что партия ведет активную кампанию по расширению электоральной базы, в том числе перехватывая темы расширенной социальной повестки, внимания к которым обычно ждут от оппозиции.
«Единая Россия» апеллирует не только к общественному запросу на безопасность и сохранение традиций (обычно более ярко выраженному у людей старшего и среднего возраста), но и к ценностям свободы («свобода мнений в Интернете, доступность и свободный выбор контента человеком неприкосновенны», «любые параллельные, внеправовые средства цифровой оценки и дискриминации граждан, помимо законов и суда, такие как социальные рейтинги, цифровые траектории, нарушающие равенство граждан перед законом РФ — должны быть запрещены», «доступный Интернет…. не должен означать введения «цифрового железного занавеса»).
Это вполне вписывается в предвыборную стратегию партии, предполагающую обращение к максимально широкой аудитории (что подчеркивается и составом ее предвыборного списка) и курсу на развитие эффективно работающих каналов обратной связи с обществом в соответствии с приоритетами, заданными Владимиром ПУТИНЫМ.
Дмитрий ОРЛОВ, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК).