Калмыцкое отделение Российского общества политологов (КалмРОП) подготовило экспертный опрос политиков и политологов, в ходе которого респонденты поделились своим мнением о том, какие факторы определяют эффективность деятельности российского регионального политика.
Речь идет о российском региональном политике (главы регионов и крупных муниципалитетов, представители региона в Федеральном Собрании РФ, руководители и депутаты регпарламентов и крупных муниципалитетов, ключевые чиновники, руководители региональных партийных организаций, видные общественные деятели).
Саглар БАКИНОВА, депутат Народного Хурала (парламента) Республики Калмыкия от партии «Единая Россия», председатель Калмыцкого республиканского общественного комитета поддержки Президента России В.В.ПУТИНА:
— На мой взгляд, критериями и факторами, определяющими эффективность профессиональной деятельности конкретного политика (руководителя), являются в первую очередь:
- личностные характеристики конкретного руководителя, например, порядочность;
- уровень компетенций, профессионализм;
- государственный подход в принятии решений;
- работа на результат с обязательной обратной связью с населением.
Бесспорным фактором, оказывающим влияние на эффективность профессиональной деятельности руководителя, безусловно, является социокультурная и экономическая ситуация, масштаб территории.
Николай НУРОВ, заместитель председателя Народного Хурала (парламента) Республики Калмыкия, лидер Калмыцкого регионального отделения КПРФ:
— Политическая система на современном этапе характеризуется высокой степенью значимости политического лидерства. Но далеко не всем современным политикам удается действовать адекватно сложившейся ситуации, занимать и удержать баланс и стабильность в регионе (муниципалитете, на федеральном уровне и т. д.), добиваться поддержки населения.
Считаю, что общих критериев оценки эффективности нет — они индивидуальны для каждого.
Как правило, под эффективностью деятельности понимается личность: его взгляды на жизнь, а также амбициозность, умение стратегически мыслить и извлекать пользу из ошибок, а также энтузиазм, умение влиять на людей и уделять им внимание. Не менее важный аспект — команда лидера и его последователи.
Эффективность в масштабах государства предполагает выполнение таких функций, как:
- программная (определение национальных интересов и целей, создание программ развития общества);
- организационная (организация работы но выполнению намеченных целей и программ, подбор и расстановка координаторов и исполнителей);
- управленческая (оперативное управление и принятие решений по неожиданно возникающим проблемам);
- мобилизационная (распределение социальных ролей и функций в обществе, обеспечение активного участия большинства граждан в реализации политического курса);
- интегративная (обеспечение национального суверенитета, сплочения правящей элиты и национального единства, минимизация конфликтов);
- коммуникативная (обеспечение связи государства и гражданского общества, элиты и масс);
- функция легитимизации власти (обеспечение признания и поддержки действующей власти на основе личного авторитета и влияние на массы).
В этом контексте считаю, что эффективного политического деятеля можно определить при наличии определенных условий — внешних зависящих от экономических, социальных, политических и других связанных с инфраструктурой условий, которые оказывают влияние на эффективность и процесс принятия решений и внутренних — показывающих умение использовать лидером и его командой политических и информационных технологий в соответствующей ситуацией, умение решать проблемы в определенное время и в некой нравственно-этической парадигме.
Андрей СЕРЕНКО, политолог, руководитель Аналитического центра Российского общества политологов (РОП), координатор Клуба экспертов Нижнего Поволжья, журналист, собственный корреспондент «Независимой газеты»:
— Результативность, достижение заявленных целей, признание — общественное или корпоративное — вот критерии эффективности в деятельности политика, общественного деятеля, чиновника.
Оценка эффективности может происходить через количественные, формальные показатели (как, например, оцениваются представители исполнительной власти), замеры общественного мнения (соцопросы, в том числе, экспертные).
Эффективность политической партии определяется через результат, полученный в ходе выборов.
Наиболее объективной формой оценки эффективности любого политика является общественное признание, популярность, количество сторонников и позитивно относящихся к его деятельности граждан.
Хотя, конечно, в российской политике известно немало случаев, когда высокий рейтинг популярности имели чиновники, мэры и губернаторы, успешно развалившие свои города и регионы. Но это все же исключения, которые в целом подтверждали правила.
Эффективный политик и чиновник — это человек, понимающий, чем он занимается, способный решать поставленные перед ним функциональные задачи, и умеющий выстраивать успешную для себя и общественного мнения коммуникации.
Александр СТРИЗОЕ, профессор Волгоградского государственного университета (ВолГУ), эксперт Российского общества политологов, сооснователь Клуба экспертов Нижнего Поволжья:
— Определяющими эффективность профессиональной деятельности российского регионального политика факторами являются:
- опыт работы с людьми в регионе (руководства и управления);
- способность завязывать и поддерживать контакты с разными людьми, уметь договариваться с ними;
- способность к работе в команде (без грубого навязывания своего мнения и диктата…);
- широта социального кругозора (знание разных сторон жизни региона), без чего нет понимания политических проблем;
- рациональность мышления (способность продумывать свои и чужие действия в контексте конкретной региональной ситуации…).
Виталий АРЬКОВ, основатель экспертно-аналитической сети PolitRUS, представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Нижнем Поволжье:
— С одной стороны, должность главы субъекта Федерации — во многом политическая (формально), невзирая на способ прихода человека на нее: путем прямых выборов в Единый день голосования или относительно кулуарных — через голосование депутатов Заксобрания региона.
Однако объективная реальность такова, что губернатор или глава национальной республики сегодня должен быть больше способным управленцем, организатором и демонстрировать умение вести хозяйственную деятельность, несмотря на наличие кое-где региональных правительств и их председателей. И быть в этом хорошим примером для чиновников в своем подчинении, а также глав муниципальных образований.
Важная черта успешности любого регионального политика и в особенности первого лица региона — брать ответственность на себя даже в самых отрицательных для его личного рейтинга ситуациях, отвечать за слова и действия собственные, а также людей из своей команды.
Конечно же, не бояться прямого диалога с т.н. простыми людьми («глубинным народом») не только формально в ходе рекомендованных Национальным лидером «прямых линий» или приема граждан (заранее подготовленных).
Должны быть регулярными ситуативные встречи во время рабочих поездок с сотрудниками предприятий, посетителями медицинских учреждений и «присутственных мест», заход в ближайший по пути магазин для личного мониторинга цен на товары из пресловутой потребительской корзины и т.д.
Понятно, что во многом это зависит от профессионализма сотрудников протокола и пресс-службы, но первоначальным должно быть стремление самого первого лица региона.
Собственно, именно таких губернаторов ждут и ценят большинство жителей любого субъекта Федерации, что подтверждают результаты всех профильных соцзамеров.
Что же касается депутатского корпуса, то здесь у граждан часто размыты критерии статуса (уровня) народного избранника и к муниципальному депутату нередко обращаются с вопросами, выходящими за пределы его компетенции.
Однако мудрый муниципальный депутат не откажет избирателям, не «сольет» проблему, а найдет возможность поднять ее на уровень регионального или даже федерального парламента. И сам попиарившись, и дав хороший повод для этого старшим коллегам.
Совершенно логично, если депутат подключит к решению вопроса исполнительную власть — но не отделавшись формальным депутатским запросом, а продемонстрировав избирателям и всем следящим за его деятельностью уровень своего влияния.
Например, организует встречу (желательно с выездом на место, «на землю») активных жителей с главой профильного ведомства или даже главой муниципалитета. Это и есть одна из граней профессионализма депутата как политика.
Другой вопрос, что подобных муниципальных, да и региональных депутатов крайне немного — счастье для избирателей, если таковых хотя бы четверть от состава представительного органа власти.
Эдуард УНКУРОВ, руководитель Молодежного отделения Калмыцкого реготделения Российского общества политологов (КалмРОП), к.п.н.:
— Данный вопрос очень важен для каждого жителя нашей страны, вне зависимости от того, в каком он городе или регионе он проживает. Каждый из нас задумывается, насколько местные власти в лице губернатора или главы муниципалитета эффективно выполняют свою работу и как вообще можно оценить их эффективность.
Например, для представителей законодательной ветви власти главным критерием эффективности являются подготовленные и принятые законодательные акты. А как тогда оценить работу губернаторского корпуса и глав муниципальных образований? Многие скажут, что работу региональной властей следует оценить по уровню жизни населения региона и это будет тоже правильно, но не полностью.
Вопрос эффективности деятельности глав регионов и глав муниципальных образований интересует не только простых граждан, но и федеральный центр. С целью оценить работу губернаторского корпуса в 2007 году Президентом России Владимиром ПУТИНЫМ был подписан Указ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», в соответствии с которым был утвержден перечень для оценки эффективности из 43 показателей.
Данный перечень учитывал как данные социально-экономической статистики развития региона (объем валового регионального продукта, уровень безработицы, доля расходов консолидированного бюджета региона на финансирование услуг социальной сферы и т. п.), так и удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта Федерации, в том числе их информационной открытостью.
В течение времени данный документ изменился, а 4 февраля 2021 года глава Российского государства подписал новый Указ «Об оценке эффективности работы губернаторов». Теперь глав регионов оценивают по 20 критериям.
Многие скажут, что можно водить бесконечно много показателей и критериев, которые можно легко «нарисовать» и подтасовать. Соглашусь с данным аргументом.
Но среди показателей на первом месте стоит доверия народу к власти. Данный показатель напрямую связан с другими показателями.
Поэтому можно рисовать любые цифры, но если данный показатель «хромает», население региона выскажет свое недоверие на региональных выборах, отнюдь не в пользу действующей власти.
Понятно, что у каждого губернатора или главы республики разная социально-экономическая ситуация в регионе. Есть регионы с более сильной экономикой, но таких регионов в стране пока недостаточно. Поэтому большинство регионов находится в одинаково трудной ситуации. Но для этого мы и выбираем губернатора или главу республики, что бы он решал проблемы своего региона.
Однако это мнение власти. Логично узнать, что думают по этому вопросу обычные граждане нашей страны, какими личными и профессиональными качествами должен обладать политик или губернатор.
Согласно социологическим исследованием Фонда общественного мнения, губернатор должен быть: честным, порядочным, крепким хозяйственником, знать проблемы региона, способен отстаивать интересы региона перед федеральным центром.
Мнение простых граждан во много совпадает с мнением ряда экспертов. Например, по мнению заместителя генерального директора Международного центра развития регионов Олега СТОЛЯРОВА, среди профессиональных качества губернатора важно выделять опыт работы, знание главных проблем региона, умение написать и реализовать программу развития региона. Дополнительно эксперт отметил умение губернатора консолидировать местные элиты.
Таким образом, суммируя все выше сказанное, мнение простых граждан нашей страны во многом совпадает с мнением не только экспертов, но и с официальной позицией федерального центра.
Согласно Указа Президента России главным и, по сути, главный критерий эффективности региональных политиков — это доверие населения к власти.