«ГОРЯЧЕЕ» ЛЕТО ГУБЕРНАТОРОВ

ПАВЕЛ САЛИН

Перед губернаторским корпусом к лету и в первый летний месяц возник четкий фронт работ, который составляют неформальные KPI — требования Москвы к региональным руководителям.

Эти параметры во многом взаимосвязаны и так или иначе работают на главную задачу всей власти — обеспечение необходимого результата на выборах, прежде всего, в Государственную Думу ФС РФ.

С учетом того, что они воспринимаются Владимиром ПУТИНЫМ как референдум о доверии к нему лично и тест на управляемость политсистемы в преддверии ее транзита, важность электоральной кампании и обеспечения необходимых результатов в гораздо более высока, чем в 2016 году, когда уровень доверия населения к власти был гораздо выше.

В итоге в стратегическую задачу губернаторского корпуса, которая и так была ясна с начала года — обеспечение необходимого результата на выборах — были встроены и тактические, которые зависят уже от текущей ситуации.

В первую очередь речь идет о борьбе с коронавирусом, очередная волна которого наступила совсем неожиданно — когда в прошлом году в это же время и в таких же климатических условиях она уверенно пошла на спад.

Как и в прошлом году, федеральный Центр не решился брать ответственность напрямую, предпочитая действовать через губернаторов. Решение об обязательной вакцинации вообще было официально обнародовано в день, когда Владимир ПУТИН впервые за долгое время находился за пределами страны — на встрече с Президентом США.

Однако такое дистанцирование повлекло за собой недопонимание глав регионов. В итоге, если в прошлом году до них по неформальным каналам было доведено, что опыт Москвы является модельным и его необходимо применять на местах с учетом специфики, то сейчас такой сигнал был послан публично премьер-министром Михаилом МИШУСТИНЫМ, после чего регионы вновь начали ориентироваться на столичную практику.

В отличие от прошлого года ставки выше, поскольку на кону голосование в ГосДуму, и лояльность электората может серьезно снизится из-за «перегибов на местах».

Например, во вдвойне рискованной ситуации оказалось руководство южных курортных регионов страны, которое столкнулось с вызовами и по основному экономическому профилю своих территорий. На необходимость введения ковидных ограничений (летом плотность населения с учетом приезжих в этих регионах зашкаливает) наложился риск природных катаклизмов. Речь идет о рекордных дождях, которые прошли как в Крыму, так и на юге континентальной части страны.

В итоге сочетание этих факторов уже привело к таким «перегибам», которые чреваты срывом курортного сезона, на что указывают представители профильного бизнеса. Прежде всего речь идет о Краснодарском крае, где глава региона Вениамин КОНДРАТЬЕВ по состоянию на середину последней декады июня ввел наиболее жесткие ограничения, в том числе и для отдыхающих.

Также жесткие ограничения в отношении сферы услуг постепенно вводятся и в Москве с тенденцией к масштабированию в других крупных городах. В итоге пока не ясно, чем закончится антиковидная эпопея для региональных властей.

С одной стороны, они не демонстрируют намерения смягчать принятые решения даже после аргументированных возражений заинтересованных игроков. В стилистике современного российского политического режима публичный отказ от первоначальных планов под воздействием сигналов со стороны является синонимом слабости.

С другой стороны, возникает вопрос относительно способности существующей теряющей эффективность бюрократической машины обеспечить эффективно административное сопровождение процесса — как в части обязательного вакцинирования, так и в части соблюдения ограничительных мер.

Возможен вариант, когда власти, формально не отступая от своих первоначальных требований, будут вынуждены закрыть глаза на фактическое саботирование их выполнения. Помимо «подкручивания» статистики это будет выражаться в активизации использования коррупционных механизмов для обхода требований и ограничений власти.

Например, во вводящих обязательную вакцинацию регионах уже расцвел рынок выдачи поддельных сертификатов (с занесением во все компьютерные базы данных), а на юге антиковидные ограничения для официального отельного бизнеса могут быть смягчены за счет активизации частного сектора, который попросту будет игнорировать все требования власти.

Предвыборно-эпидемиологическая повестка была главной, но не единственной проблемой губернаторов в последнее время. Также важным вызовом стали для них вопросы, связанные с непосредственным администрированием кампании, в частности, праймериз «Единой России» и составления региональных списков для утверждения на июньском съезде.

В первом случае признаком аппаратного веса губернаторов стал способ голосования на праймериз. Если им удавалось отстоять процедуру в формате офлайн, в ходе которой можно использовать местный административный ресурс, значит, позиции главы региона котируются в Москве.

Что касается предвыборных списков «Единой России», то здесь ситуация неоднозначная — отсутствие губернатора во главе региональной группы отнюдь не означает для него «черную метку» (хотя предупреждение — точно) — обеспечение победы «Единой России» с помощью админресурса по-прежнему является его главной задачей.

Павел САЛИН, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве России.

Источник: ЦИК «Рейтинг».

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов