ПРЕЗИДЕНТ ПРЕДЛОЖИЛ ФОРМУЛУ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНСЕНСУСА

Александр СТРИЗОЕ

Послание Президента России, обращённое этой весной к депутатам Федерального Собрания, интересно доминированием в нём целей и задач тактического масштаба.

Выбор подобных приоритетов, на наш взгляд, связан, во-первых, с доминирующими общественными настроениями.

Усталость от ограничений и запретов периода пандемии, совпавшего с затянувшимся экономическим спадом и снижением уровня жизни, раздражение от накопившихся проблем повседневной жизни в регионах и муниципальных сообществах, и неэффективности действий региональных и местных властей выдвинули на первый план текущие задачи преодоления обществом и экономикой последствий пандемии, а также социальные проблемы, с которыми сталкивается подавляющее большинство граждан.

Во-вторых, обновление федеральной и региональных элит, предполагающее использование избирательных процедур, может пройти без масштабных конфликтов и дать позитивные результаты (дееспособный и эффективный депутатский корпус) лишь при определённом состоянии общественного мнения, осознающего готовность власти к конструктивному диалогу с гражданами и учёту наиболее значимых общественных интересов.

Социальная направленность Послания, конкретные поручения правительству, по сути дела, представляют собой сигнал, который посылает обществу глава государства.

Спокойная, взвешенная тональность Послания, лишённое декларативности содержание, больше напоминающее график выполнения текущих дел, демонстрируют погружённость главы государства и в целом федеральной власти в рутину административно-хозяйственного управления.

В-третьих, неопределённость международного контекста, когда и в отношении с США, и в европейских делах, и на постсоветском пространстве велика доля неопределённости, ощущается поиск новых форматов решения имеющихся проблем, создаёт ситуацию, в которой возможные ответы России, результативность избранных вариантов поведения в международных делах, будут во многом зависеть от ситуации внутри страны, стабильности отношений народа и власти, эффективности их коммуникаций, внутриполитическая проблематика является не только обоснованной, но и стратегически важной.

Послание показало, что и Президент, и исполнительная власть осуществляют не только международно-политический, военно-стратегический и финансовой-экономический мониторинг процессов, протекающих в мире и России, но также следят за динамикой общественных настроений и гражданской активности, эффективностью управления на местах, состоянием социальных, экологических, инфраструктурных проблем.

В контексте этого можно выделить ряд положений Послания, имеющих, на наш взгляд, долгосрочное политическое значение.

Прежде всего, это месседж, обращённый ко всему сообществу россиян: идти вместе с властью и добиться поставленных целей. Смысл этого тезиса в совместных действиях власти и граждан, предполагающих определённую меру доверия друг другу и убеждённость в достижимости поставленных целей.

Нельзя не заметить, что оптимизм этого посыла базируется на позитивной оценке Президентом России итогов преодоления российским обществом пика пандемии в 2020 году, когда удалось сохранить доверие граждан к непростым решениям властей, обеспечить взаимопонимание и терпение в их отношениях, достойно преодолеть кризисный период.

Также обращает внимание положение долгосрочного действия, которое является ориентиром на повышение качества жизни россиян. Важно, что решение этой задачи не сводится к разовой «раздаче денег» по тому или иному поводу, а предполагает политику восстановления рынка труда, повышения доступности бесплатного высшего образования, роста качества оказания медицинской помощи, обеспечения экологической и медико-биологической безопасности крупных городов и сельских поселений.

В совокупности и перспективе всё это призвано стимулировать экономическую и гражданскую активность, а также рост потребностей широких слоёв населения.

Важное политическое значение в условиях существующего в российском обществе конфликта поколений и интенсивно применяемых разными политическими силами технологий социальной дезинтеграции российского общества приобретает и предложение Президента России включить в каждый из национальных проектов, реализуемых в 2021 году, блок мер, ориентированных на молодёжь, её включение в решение общенациональных задач.

В развитие этого тезиса было бы логичным во всех проектах и программах социально-экономического и социокультурного характера включать социально-демографический блок, ориентированный на стимулирование и особенности участия в них различных гендерных и возрастных групп населения. Это предложение согласуется с ясно обозначенным в Послании приоритетом решения демографических проблем России во всём их многообразии.

Наконец, в-четвёртых, выраженная в Послании общая установка на гражданскую консолидацию, сплочённость и солидарность является одной из важнейших гарантий не только решения назревших задач социально-экономического развития страны, но и предотвращения радикализации протестных настроений.

Особенно значимы в этом смысле меры по созданию новых форм и каналов коммуникации граждан с муниципальной и региональной властью, подключении различных слоёв и групп к совместному решению локальных проблем, снижению социальной напряженности, предотвращения конфликтов.

Александр СТРИЗОЕ, доктор философских наук, профессор Волгоградского государственного университета (ВолГУ), эксперт Российского общества политологов (РОП).

Источник: Аналитический центр Российского общества политологов (РОП).

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов