В конце прошлого — начале этого года премьер-министр Михаил МИШУСТИН, ряд министров и вице-премьеров начали поездки по наиболее проблемным субъектам Федерации. Калмыкия как раз из таких регионов.
Несмотря на то, что республика совсем небольшая, проблем там воз и маленькая тележка. Тем более что федеральным вниманием регион не избалован. В предыдущий раз российский чиновник столь высокого уровня посещал республику почти 10 лет назад.
По мнению представителя Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) в Нижнем Поволжье Виталия АРЬКОВА, визит председателя Правительства России в Калмыкию связан также и с предстоящими выборами в Государственную Думу ФС РФ:
— В Калмыкии высоки протестные настроения, в том числе из-за тех экономических, социальных и экологических проблем, которые сегодняшняя региональная власть, к сожалению, решить не в состоянии. И не только из-за отсутствия федеральной поддержки, но и из-за собственной некомпетентности.
Понятно, что МИШУСТИН не в силах сменить главу республики, но может направить сюда деньги, то есть оказать федеральную поддержку тем проектам, реализация которых остро необходима.
Прежде всего снабжение качественной питьевой и развитие сельского хозяйства — возрождение орошаемого и лиманного земледелия, без которого, как показала ситуация прошлогодней засухи, не выживет ключевая отрасль экономики региона — мясное животноводство.
Очевидно, что без федеральной поддержки Калмыкия, где один из самых низких показателей плотности населения и сложные климатические условия, свои самые серьезные проблемы решить не сможет — бюджет региона по большей части дотационный.
Однако только федеральными деньгами проблемы не решить — их ведь тоже нужно распределять, вкладывать и грамотно следить за исполнением программ. В способностях к этому нынешнего главы и его т.н. команды есть серьезные сомнения.
При прежнем руководстве республики ситуацию еще удавалось более-менее выравнивать, собственные доходы не сильно, но росли. Сейчас же ситуация критическая. Хорошо, что в главой правительства Калмыкии пока еще работает Юрий ЗАЙЦЕВ — без него все было бы еще плачевнее.
Для самих жителей Калмыкии визит премьера МИШУСТИНА — это свидетельство того, что федеральный центр республику не забыл, понимает ее проблемы и будет ими заниматься.
Помимо упомянутых водоснабжение и развития АПК, в т.ч. расширение перерабатывающей промышленности, это и развитие въездного туризма и, конечно же, включение территории Степной республики в транспортные коридоры.
Однако и для развития туризма, и для транзита, первоочередно международного, грузов Калмыкия не располагает самым главным — полноценным железнодорожным сообщением.
Существующая железнодорожная ветка Элиста-Минводы существует, однако в силу своей особенности (она тупиковая) не представляет интереса для транзита грузов.
Протянув ветку до мощного транспортного узла (Волгоград), Северный Кавказ, Крым и Прикаспий будут соединены с «Большой Россией» еще одной ж/д магистралью, что окажет существенное влияние, т.к. Ростовская линия в настоящее время уже перегружена, а без запуска альтернативы невозможно полноценное участие России в международных транспортных коридорах.
Как известно, данный проект (ж/д-ветка до Волгограда) включен в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».
Для экономики региона — это сильный импульс, даже еще на стадии строительства, поскольку в него будут вовлечены местные субподрядчки, появятся дополнительные рабочие места — как на строительстве самих объектов, так и в смежных сферах.
Эксплуатация ж/д-инфраструктуры, логистика грузов, обслуживание транзита — серьезное подспорье для бюджетов домохозяйств, муниципалитетов и в целом региона.
И, конечно, это — позитивное влияние на демографию. Появление ж/д-сообщения, вопреки стереотипам, приводит не к оттоку населения, а, напротив, к притоку и внутренней миграции.
По материалам портала «Региональные комментарии».