В 2021 ГОДУ ПОЛИТИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В КАЛМЫКИИ БУДУТ УСИЛИВАТЬСЯ

Андрей Серенко

Уходящий 2020 год показал всю жестокость эксперимента федерального центра с назначением Бату ХАСИКОВА на пост главы Калмыкии. Причём речь идет как о жестокости по отношению к Степной республике, так и к самому ХАСИКОВУ, явно не подготовленному к столь тяжёлым испытаниям и получившему в нынешнем году от разочарованных земляков снисходительное прозвище «Физрук».

Для Калмыкии и лично Бату ХАСИКОВА 2020-й, наверное, был одним из самых худших годов 21 века. И дело не только в пандемии коронавируса — она лишь усилила депрессивные тенденции в социально-экономической и политической сферах республики, которые в значительной степени возникли как результат обвала завышенных общественных ожиданий, связанных со сменой руководства региона в марте 2019 года.

В уходящем году ХАСИКОВУ и его команде не только не удалось решить застарелые проблемы республики (прежде всего речь идёт о долгожданном прорыве в сфере снабжения населения качественной питьевой водой, а также о создании новых рабочих мест), но они спровоцировали возникновение новых болевых точек.

Кризис в животноводстве, связанный с провалами в работе по заготовке кормов и дополненный засухой и нашествием саранчи, массовая гибель рыбы в водоёмах региона превратились в крупные медийные и политические скандалы, вышедшие на федеральный уровень.

В 2020 году в республике разразился мощный политический кризис, обнаруживший глубокий конфликт элит, спровоцированный политической неэффективностью самого ХАСИКОВА и его внутриполитического блока.

Этот кризис проявился, в частности, в «депутатском бунте» в Народном хурале (парламенте) Калмыкии, где возникла межфракционная депутатская группа с участием представителей «Единой России», КПРФ и «Справедливой России». Её участники заявили о поддержке курса Президента России Владимира ПУТИНА и о неприятии политики ХАСИКОВА, которая, по мнению депутатов, идёт вразрез с установками российского лидера и дискредитирует их в общественном мнении Степной республики.

Окружение главы Калмыкии не придумало ничего лучше, как попытаться обвинить часть депутатов-«единороссов» в нелояльности федеральному центру, а также выдать «депутатский бунт» за «происки» бывших руководителей региона — Кирсана ИЛЮМЖИНОВА и Алексея ОРЛОВА.

И хотя эту позицию команды ХАСИКОВА поддержали некоторые чиновники на Старой площади, на самом деле такая интерпретация не имеет ничего общего с реальностью. Политический кризис 2020 года в Калмыкии — это, в первую очередь, дело рук нынешнего руководства республики, не способного сформулировать позитивную и консолидирующую повестку для региональных элит и социальных групп.

Неадекватность представителей внутриполитического блока в администрации ХАСИКОВА сегодня стала уже притчей во языцех.

Очевидно, что сохранение курса 2020 года в республиканской политике будет лишь воспроизводить и усиливать политический кризис в 2021 году.

Одним из итогов 2020 года в республике стало падение популярности «Единой России» и, напротив, рост интереса жителей Калмыкии к КПРФ и «Справедливой России». Судя по данным некоторых опросов общественного мнения, реальный рейтинг «Единой России» в Степной республике сейчас не превышает 13-15%.

Очевидно, что с таким заделом выиграть предстоящие выборы в Государственную Думу ФС РФ партия власти сможет, только прибегнув к грубому административному ресурсу и масштабным электоральным манипуляциям.

Кстати, на состоявшемся 4 декабря в Пятигорске заседании влиятельного экспертного клуба «Юг» уже прозвучали опасения относительно того, что нынешний политический кризис в Калмыкии может привести к консолидации оппозиционных групп и сил в ходе парламентских выборов 2021 года, сделав крайне сложной победу на них «Единой России».

Очевидно, что эти опасения не беспочвенны: команда ХАСИКОВА сегодня превращается в главную проблему партии власти на предстоящих выборах в ГосДуму.

В самой же команде ХАСИКОВА в 2020 году начался процесс распада. Осенью объявил о своём уходе Сангаджи ТАРБАЕВ — ближайший друг, советник и правая рука ХАСИКОВА, один из «отцов» его победы в 2019 году. Уходу предшествовали несколько конфликтов ТАРБАЕВА с главой республики, ставшие достоянием гласности.

Из администрации ХАСИКОВА уволились также некоторые сотрудники рангом и значением поменьше.

По слухам, через несколько месяцев может стать вакантной и должность председателя правительства Калмыкии.

«Команда мечты» Бату ХАСИКОВА тает на глазах, рядом же с главой региона остаются, мягко говоря, не самые эффективные и подготовленные кадры, часть которых, похоже, больше озабочены не столько успехами шефа, сколько расстановкой родственников на хлебные должности.

Предстоящий 2021 год обещает быть не менее тяжелым для Калмыкии, чем уходящий 2020-й. Политический и социально-экономический кризис будут усиливаться, равно как и кризис управления.

В общественном мнении Степной республики усиливаются ожидания смены власти, надежды на приход нового главы региона с профессиональной командой, способной хоть на какие-то перемены к лучшему.

Очевидно, что на этот раз новым главой Калмыкии должен быть жёсткий административно-политический менеджер, способный вести содержательный диалог с различными группами интересов, предлагая перспективную консолидирующую повестку. Наверное, желательно, чтобы новый глава Калмыкии имел также опыт военной, чекистской или полицейской службы. Потому что без такого опыта ушедшую в 2020 году вразнос калмыцкую политическую систему уже не сбалансировать.

Андрей СЕРЕНКО, директор Аналитического центра Российского общества политологов (РОП).

Источник: «Национальный рейтинг».

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов