Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) представило четвертый рейтинг эффективности управления в городских округах России. Рейтинг основан на синтезе экспертных оценок и специальным образом обработанных статистических данных. Он представляет собой результаты уникального исследования, не имеющего аналогов в российской практике изучения муниципальной власти.
Выборку составили все столицы субъектов Федерации, а также крупные городские округа с населением более 300 тысяч человек, не являющиеся региональными центрами.
В отличие от выпускаемого АПЭК рейтинга эффективности управления в субъектах Федерации, данный рейтинг не привязан к личности главы территории, что вызвано наличием во многих городах «двуглавой» модели местного самоуправления и связанным с этим распределением ответственности между различными властными органами муниципального уровня.
В этой связи рейтинг эффективности управления в городских округах призван показать актуальные результаты работы муниципальной власти в целом. В представленном рейтинге даны оценки эффективности работы городской власти за 2020 год.
Среди крупных городов Нижнего Поволжья наилучший результат демонстрирует Элиста, расположившаяся на 74 месте. Однако в реальности это одно из самых значительных падений — столица Калмыкии рухнула вниз с 59 места с момента выхода третьего рейтинга эффективности управления в городских округах России.
В Элисте продолжает действовать двуглавая система управления: глава города — председатель Элистинского городского собрания Николай ОРЗАЕВ и глава администрации (сити-менеджер) Дмитрий ТРАПЕЗНИКОВ.
Важное уточнение: господина ОРЗАЕВА связывают родственные узы с главой Калмыкии Бату ХАСИКОВЫМ — он тесть родного брата главы республики Аюки ХАСИКОВА.
При этом сам Аюка Сергеевич также является депутатом Элистинского городского собрания, более того — указан заместителем председателя сразу в двух комиссиях: по городскому самоуправлению, законности и собственности, а также по социальным вопросам, делам молодежи и спорта.
«Серебро» четвертого рейтинга эффективности управления в городских округах России среди городов Нижнего Поволжья у города Волжского — второго по величине муниципалитета Волгоградской области, занимающего 75 место.
При этом городской округ под руководством опытного и пользующегося заслуженной поддержкой волжан градоначальника Игоря ВОРОНИНА улучшил свой результат на шесть пунктов.
Самому областному центру — Волгограду удалось занять лишь 81 место, улучшив свой результат только на два пункта.
Миллионный Волгоград с 2016 года возглавляет Виталий ЛИХАЧЕВ, ранее занимавший посты вице-губернатора, спикера регионального Заксобрания и секретаря ВРО ВПП «Единая Россия».
Однако есть мнение, что основные реальные рычаги управления городом-героем на Волге по поручению губернатора Андрея БОЧАРОВА сосредоточены в руках бывшего заместителя как ЛИХАЧЕВА, так и БОЧАРОВА — исполнительного директора ВМК «Красный Октябрь» и руководителя АО «Корпорация развития Волгоградской области» Александра СИВАКОВА.
Главным человеком СИВАКОВА в мэрии Волгограда называют первого заместителя главы города Ирину ПЕШКОВУ, контролирующую финансы и экономику города-миллионника.
Ниже всех среди крупных городов Нижнего Поволжья находится Астрахань — столица прикаспийского региона на 83 месте четвертого рейтинга эффективности управления в городских округах России от АПЭК. Плюс четыре позиции.
С марта 2020 года Астрахань возглавляет Мария ПЕРМЯКОВА: сначала в статусе и.о. главы администрации города, а с 30 сентября 2020 года, по результатам голосования депутатов Городской Думы Астрахани, уже в статусе главы города.
По информации знакомых с ситуацией источников в Астрахани, основная задача госпожи ПЕРМЯКОВОЙ — исполнять указания губернатора Игоря БАБУШКИНА и председателя регионального правительства Александра ШАРЫКИНА.
Ни о каком местном самоуправлении в действительности речи не идет. Как, собственно, в большинстве региональных столиц.
Отметим, что рейтинг эффективности управления в городских округах России от АПЭК делится на два блока, по каждому из которых проводится своя оценка: политико-управленческий и социально-экономический.
Каждый из этих блоков делится на несколько направлений, каждое из которых также оценивается отдельно. Итоговый (интегральный) рейтинг представляет собой обобщение рейтингов по политико-управленческому и социально-экономическому блокам (среднее арифметическое двух соответствующих показателей).
В рейтинге оценивается актуальная общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в городских округах, прямо или косвенно связанная с деятельностью органов городской власти.
В исследовании были задействованы 188 экспертов — специалистов по городской и региональной политике из Москвы и регионов: политологи, экономисты, политтехнологи, урбанисты, публицисты, общественные деятели.