ФАКТОРЫ ПОБЕДЫ «ЕДИНОЙ РОССИИ» И УСИЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ ВНУТРИ ОППОЗИЦИИ

ВЫБОРЫ

Возглавляемое известным российским политологом и политтехнологом Дмитрием ОРЛОВЫМ Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) представило доклад «Кампания-2020: Факторы победы «Единой России» и усиление конкуренции внутри оппозиции».

Напомним, в ходе Единого дня голосования, которое в условиях пандемии CoVID-19 фактически проводилось три дня — 11,12 и 13 сентября 2020 года, в 18 субъектах Федерации состоялись прямые губернаторские выборы, в 11 — выборы в региональные Заксобрания, в 22 — прямые выборы городских собраний административных центров данных субъектов Федерации, по четырем одномандатным округам — довыборы в Государственную Думу ФС РФ. Также был завершен целый ряд муниципальных избирательных кампаний.

Одним из основных итогов, как отмечают авторы доклада, стала победа всех баллотировавшихся в ходе этих кампаний губернаторов и врио глав регионов в первом туре, а также лидерство «Единой России» во всех регионах, где состоялись выборы в Заксобрания — включая группу протестных территорий, например, Республику Коми, Костромскую и Новосибирскую области.

«Даже в одном из наиболее сложных для партии большинства регионе, Республике Коми, «Единая Россия» на выборах в Госсовет получила примерно двукратное преимущество над ближайшим конкурентом, ЛДПР — 29,8% против 14,83%», — отмечается в докладе

Кандидаты от «Единой России» лидировали во всех одномандатных округах на довыборах в ГосДуму, где были выдвинуты. Также «Единая Россия» получает первое место по партийным спискам на выборах в городские собрания подавляющего большинства региональных административных центров, где применялась смешанная система формирования соответствующих представительных органов.

Исключением становится Тамбов, где как по пропорциональной, так и по мажоритарной системе лидирует партия «Родина». Первое место на голосовании по партспискам «Единая Россия» получает на выборах в представительные органы в протестных Томске и Новосибирске.

«Итоги выборов в целом ряде конкурентных регионов позволяют поставить под сомнение тезис о том, что успехи «Единой России», а также действующих губернаторов и врио глав регионов могут достигаться исключительно за счет возможностей, создаваемых дополнительными днями голосования. При этом высокая доля проголосовавших досрочно в ходе нынешней кампании была характерна прежде всего именно для традиционно патерналистских регионов», — высказывают мнение авторы доклада.

В АПЭК убеждены: по итогам наиболее конкурентных кампаний представители региональных элит получили дополнительные аргументы для выдвижения от «Единой России», а не от партий парламентской оппозиции.

В свою очередь итоги Единого дня голосования 2020 года, как отмечают в АПЭК, могут свидетельствовать об определенной усталости протестного электората от старых оппозиционных партий, что отнюдь не отменяет имеющихся у них преимуществ в конкуренции с непарламентской оппозицией и пока не гарантирует успеха новым партпроектам.

Характерно, что ряд факторов, ранее становившихся важными преимуществами оппозиционных партий, теперь не всегда оказывают приоритетное влияние на их результаты.

«В ходе региональных и муниципальных избирательных кампаний напряженная борьба за протестный электорат велась между старыми парламентскими партиями. Например, в четырех из 11 регионов, где проходили выборы в Заксобрания, по предварительным данным, разница в результатах КПРФ и ЛДПР составила менее 3%. Усилению конкуренции в оппозиционной среде способствует прохождение в Заксобрания трех недавно созданных партий («Новые люди», «За правду», «Зеленая альтернатива»). На думских выборах 2021 года эти факторы могут привести, с одной стороны, к более напряженной борьбе за второе место между КПРФ и ЛДПР (что проявилось уже в ходе кампании 2016 года), с другой — к готовности некоторой части ресурсных кандидатов предпочесть выдвижение от новых партий», — делают прогноз авторы доклада

При этом замечается, что результаты «новых» партий на выборах в региональные Заксобрания не трансформируются автоматически в их поддержку на выборах в ГосДуму даже по наиболее успешным для них.

Избиратели, тем более не относящиеся к базовому электорату партий, нередко руководствуются на выборах разного уровня (даже проходящих одновременно) отличающейся мотивацией.

На основе анализа завершившихся региональных и муниципальных выборов авторы доклада АПЭК выделяют несколько тенденций, которые могут оказать влияние на парламентскую кампанию 2021 года.

Во-первых, по их мнению, можно ожидать заметного интереса перспективных кандидатов к участию во внутрипартийных праймериз «Единой России» в 2021 году. В ряде регионов вероятен выбор в пользу выдвижения от этой партии со стороны представителей элит, ранее не исключавших возможности баллотироваться от партий системной оппозиции.

При этом у этих политиков может снизиться доверие к стереотипу о «токсичности» бренда «Единой России» и дополнительных рисках, которые могут нести кандидаты, баллотирующиеся от нее в условиях пандемии.

Во-вторых, со стороны «Единой России» в ходе парламентской кампании 2021 года, скорее всего, будет выдержан баланс между ставкой на узнаваемые медийные фигуры, часто имеющие дополнительные имиджевые преимущества для работы с патерналистски настроенным электоратом, и новых политиков, нередко являющиеся выходцами из сферы НКО и волонтерских движений.

В-третьих, можно ожидать усиления конкурентной борьбы за протестный электорат на оппозиционном фланге — вероятно, с особым вниманием к северным территориям, а также регионам Центрального Нечерноземья. При этом появление новых партпроектов становится дополнительным вызовом, но не отменяет преимуществ старых парламентских партий.

Например, даже «Справедливая Россия», перспективы которой накануне парламентских выборов традиционно обсуждаются в скептическом ключе, в сентябре 2020 года прошла в 10 Заксобраний из 11, включая регионы, где была высока активность новых партий, так же как и «эсеры», работающих с социальной повесткой.

При этом активизация старых непарламентских партий и появление новых партпроектов пока несет больше вызовов для работающих с социальной повесткой КПРФ и «Справедливой России», чем для ЛДПР.

В-четвертых, вероятна более напряженная конкуренция между оппозиционными партиями за известных и ресурсных кандидатов. В 2021 году, кроме четырех парламентских партий, право выдвигать своих кандидатов без сбора подписей будут иметь также 12 непарламентских.

При этом при определенных преимуществах сотрудничества таких кандидатов с новыми непарламентскими партиями (например, низкий антирейтинг), сохраняются и сильные стороны парламентской оппозиции (больше возможностей для защиты интересов баллотирующихся от них кандидатов с использованием лоббистских возможностей парламентских фракций; большая вероятность внутриэлитных договоренностей, которые позволят провести собственную предвыборную кампанию в более благоприятной для кандидата обстановке.

В-пятых, вполне вероятно, что у новых непарламентских партий по мере приближения думской кампании будет наблюдаться смещение стратегических и тактических приоритетов — от работы на более высокий результат по партийным спискам (что является проблемной тактикой при минимальных шансах преодоления ими проходного барьера на выборах в ГосДуму по пропорциональной системе) к борьбе за победу в наиболее перспективных для них одномандатных округах (что будет предполагать концентрацию заметных ресурсов с целью решения именно этой задачи).

В-шестых, постепенно повышается легитимность новых механизмов и процедур, применяемых для проведения голосования. Ключевые среди них — практика электронного дистанционного голосования и введение дополнительных двух дней для волеизъявления избирателей.

К началу парламентской кампании-2021 скептическое отношение к этим механизмам умеренно-оппозиционного электората может сохраниться, но с высокой вероятностью станет менее ярко выраженным.

Авторы доклада АПЭК приходят к выводу, итоги Единого дня голосования-2020 демонстрируют серьезный общественный запрос на стабильность, который может стать важным преимуществом «Единой России» во взаимодействии как с населением, так и с элитами в ходе парламентской кампании 2021 года.

При этом именно «Единая Россия» будет формировать обновленную общественную коалицию в поддержку власти и станет ее основой.

Полностью доклад АПЭК «Кампания-2020: Факторы победы «Единой России» и усиление конкуренции внутри оппозиции» доступен по ссылке.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов