Существуют две версии объяснения сущности конституций. Согласно одной политической традиции, конституция — это договор между гражданами, согласно другой — это договор между гражданами и властью.
Российская политическая практика родила третий вариант трактовки конституции — как договора между группами этой власти.
Политическая часть принятых поправок к Конституции России направлена на переконфигурирование центров власти, центров принятия решений. В известной мере, — это отказ от модели суперпрезидентской республики (хотя, безусловно, никакого реального движения к парламентской республике при этом не произойдет).
Необходимость изменения структуры распределения власти связана с задачей обеспечить ее безболезненный транзит. Использование института преемника в этих целях не исключено, но встречает серьезные проблемы.
В момент, когда Борис ЕЛЬЦИН рекомендовал Владимира ПУТИНА на пост президента, российская элита была относительна сплочена. Она была консолидирована задачей приватизации государственной собственности, и эта стратегическая цель микшировала внутренние противоречия.
Сегодня такой консолидирующей цели нет, и что еще хуже, стремительно сокращаются ресурсы, неизбежно обостряя за них борьбу.
В этих условиях единственно разумный выход — в целях снижения остроты этой борьбы — попробовать разделить власть, рассредоточив ее в нескольких центрах силы.
Усиление полномочий Госсовета, при одновременном наделении парламента серьезными рычагами влияния на правительство, уже создает, как минимум, три таких центра, включая фигуру президента. Другое дело, насколько в реальности это разделение устроит элитные группы и гарантирует относительный внутриэлитный мир.
Вторую часть внесенных поправок можно назвать идеологическими. Это поправки, связанные с трактовкой роли языка, сущности семьи, упоминания Бога и пр. Содержание всех этих поправок объединяет общая смысловая канва — это идеологические установки консерватизма.
Современная российская бюрократия, составляющая основу элиты, а также примкнувшие к ней группы интеллигенции, в том числе творческой, давно пропагандируют идеологические смыслы консерватизма, которые теперь оказываются конституционно закрепленными.
Утверждение консерватизма в качестве попытки создания общей идеологической основы для элиты тоже вполне объяснимо. Апелляция к дореволюционной архаике и превращение царской России в политический идеал имеет вполне прозаическую и современную цель: легитимизировать закрепление собственности за ее нынешними владельцами.
И отношения собственности, и обеспечивающие их институты власти современной России легитимизируются через аналогию с этим экономическим и политическим идеалом прошлого — Россией царской.
В целом, поправки к Конституции России отвечают потребностям сегодняшней непростой экономической и политической ситуации.
Устраняются некоторые очевидные противоречия прежней редакции конституции, вроде необходимости местного самоуправления, для существования которого ни в 1990-е годы, когда принималась эта прежняя редакция, ни сегодня, как не было, так и нет никаких предпосылок.
Одновременно создаются политические и идеологические возможности для обеспечения, по возможности, безболезненного транзита власти.
Михаил МАРТЫНОВ, доктор политических наук, руководитель Ханты-Мансийского отделения Российского общества политологов (РОП).
Источник: РОП.