СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ОСНОВНОГО ЗАКОНА МОЖЕТ ПОМОЧЬ ОБЕСПЕЧИТЬ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИИ

Андрей Серенко

Итоги голосования по поправкам в Конституцию создали для Президента России Владимира ПУТИНА возможности для новых политических инициатив.

Судя по некоторым признакам, часть этих инициатив будет направлена на укрепление вертикали власти во всех ее ключевых звеньях.

Это повлечет за собой как кадровые перемены на федеральном, региональном и муниципальном уровне (прежде всего, через антикоррупционную повестку), так и усиление роли исполнителей президентских инициатив — внутриполитического блока администрации главы государства и спецслужб.

Постреферендумный период может стать временем суровых испытаний для российской бюрократии, отмобилизованной в системе вертикали власти. Качеством этой бюрократии, уровнем ее эффективности, сегодня недовольны как президент, так и общественное мнение.

Первый — потому, что происходит очевидная пробуксовка с практической реализацией путинских социально-экономических инициатив, второе — из-за не менее очевидной неспособности бюрократии создать условия для повышения уровня и качества жизни народа.

В итоге сегодня фиксируется рост протестных настроений не только в российском обществе, но и в Кремле: ПУТИНА актуальная социально-экономическая ситуация в стране не устраивает едва ли не больше, чем рассерженных среднестатистических россиян.

И это Президент России демонстрирует уже вполне отчетливо, что, безусловно, не может не способствовать росту тревожности в бюрократической корпорации.

После корректировки Основного закона России лозунг «Кадры решают все» вновь обретает свою политическую актуальность. Наделение правительства, парламента, Госсовета новыми полномочиями, возможностями и ответственностью немедленно обостряет вопрос о персональном соответствии олицетворяющих эти институты лиц и групп интересов.

Те, кто годился для работы в Правительстве или Государственной Думе ФС РФ в рамках прежних конституционных рамок не обязательно продолжат соответствовать занимаемому положению после 1 июля 2020 года.

Еще более актуальной эта проблема выглядит для будущих членов обновленного Госсовета — политическое усиление этого института повышает планку и для глав регионов, которые будут в нем заседать.

И пока не ясно, каким образом будет решаться задача нового соответствия в этой сфере — за счет совершенствования имеющегося губернаторского корпуса, через его радикальную кадровую перетряску или же в сочетании двух этих механизмов.

Задача совершенствования контроля над бюрократией (включая различные группы интересов в вертикали власти) в постреферендумный период неизбежно приведет к усилению роли ФСБ и других правоохранительных и специальных ведомств в системе госуправления.

В силу специфики российской политической модели, в которой слабы механизмы публичного демократического и общественного контроля над бюрократией, фактор спецслужб, «ока государева», традиционно играет ключевую роль.

Возможно, когда-то ситуация изменится, но сегодня чекистская корпорация остается и главной контролирующей инстанцией за деятельностью бюрократии, и кадровым резервом для нее, и внешним рецензентом, заменяющим реальный общественный контроль.

Впрочем, особый статус органов безопасности в российской политической системе повышает также  требования к самим силовикам — наличие удостоверения офицера ФСБ, МВД, ФСО и т.д. не означает автоматически, что его обладатель отличается безупречной честностью, высоким профессионализмом и преданностью Родине.

Очевидно, что и в силовой корпорации неизбежны перемены, без которых она не сможет эффективно решать поставленные главой государства задачи.

Инициированное Президентом России конституционное обновление, сопровождавшееся продвижением в общественном мнении тезиса о возрастающей роли Основного закона для повседневной жизни граждан страны, актуализирует сюжет о необходимости надежного контроля за соблюдением новых социальных гарантий, закрепленных в Конституции в результате Общероссийского голосования 25 июня — 1 июля 2020 года.

Конечно, можно попытаться предложить обществу взять на себя соответствующую контролирующую функцию, однако, представляется, что это приведет лишь к профанации идеи защиты социальных завоеваний Конституции.

Существующие правоохранительные структуры (органы прокуратуры, суды и т.д.), как показывают опросы общественного мнения, имеют небезупречную репутацию. Представляется, что новая Конституция требует и новых, авторитетных в обществе, инструментов обеспечения ее гарантийного потенциала.

Возможно, имеет смысл подумать над созданием в стране Федеральной службы защиты Конституции, которая бы подчинялась напрямую Президенту России — как гаранту Основного закона, имела бы достаточно широкие правовые и административные полномочия и была полностью сконцентрирована на вопросах содействия практической реализации конституционных гарантий прав и интересов граждан.

Андрей СЕРЕНКО, директор Аналитического центра Российского общества политологов (РОП).

Источник: РОП.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов