ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Александр СТРИЗОЕ

Всенародное голосование по вопросу одобрения изменений, вносимых в Конституцию России завершилось, поправки вступили в действие.

Президент России Владимир ПУТИН, инициировавший процесс модернизации Основного закона, получил однозначное одобрение и твердую поддержку значительного большинства граждан.

Сегодня очевидно, что итоги голосования стали манифестацией социальных ожиданий общества, подтвердили важность социальной повестки дня, широко представленной в поправках, а также необходимость как можно скорее приступить к реализации новых конституционных идей.

Не случайно Владимир ПУТИН в своем выступлении после обнародования результатов голосования очертил контуры масштабной программы законодательной деятельности федеральной и региональной власти, включающей в себя 100 Федеральных законов, 150 Постановлений Правительства, 650 Уставов субъектов Федерации и иных региональных нормативных актов.

Разработка, принятие, а главное реализация этих актов потребуют усилий не только государственных органов и политических партий, но и разнообразных общественных движений, призванных не только «приземлить» эти акты, адаптировать их к местным особенностям и условиям, но и контролировать их осуществление.

Работа над осуществлением социальных и политических конституционных инноваций потребует внутренней мобилизации всей системы политического управления страной, что выявит многие ее скрытые болезни и пороки и, прежде всего, коррупцию, парализующую любую политическую волю.

Отсутствие быстрой и оперативной реакции в аппарате управления, неумение распорядиться выделенными средствами, нарушения финансового законодательства мы не раз ощущали в последнее время и в связи с реализацией социально ориентированных национальных проектов, и с выполнением решений федерального Центра о поддержке медицинских работников, борющихся с пандемией.

Отражением этого стали сдвиги в общественных настроениях, зафиксированные в опросе активной интернет-аудитории (более 1200 опрошенных), проведенным одним из волгоградских телеграмм-каналов. Лидерами предпочтений стали «Единая Россия», КПРФ и партия «Народ против коррупции», получившие по 18%. Далеко позади оказались старые парламентские партии ЛДПР (8%) и «Справедливая Россия» (3%) с их традиционным популизмом.

В обществе все острее проявляется запрос на наведение порядка в органах управления всех уровней, для которых совпадение экономического кризиса и чрезвычайной ситуации в здравоохранении обернулись серьезным испытанием на профессионализм и умение работать с людьми.

Этот запрос — вспомним поправки о запрете чиновникам иметь двойное гражданство и собственность за рубежом, — стал частью манифестации социальных ожиданий, о которой мы говорили ранее.

Воля народного большинства, легитимировавшая модернизацию Конституции 1993 года, может быть противопоставлена Владимиром ПУТИНЫМ разным группам властвующей элиты, чьи интересы обострились и разошлись в процессе подготовки поправок. Вряд ли эта воля погасит конфликты внутри самой элиты, но она, хочется надеяться, в состоянии удержать сторонников крайних радикальных позиций от непродуманных решений и авантюристических действий.

С принятием поправок политическое противоборство элитных группировок переместится не только в пространство деятельности Государственного совета, но также в плоскость поиска приемлемых для них вариантов модернизации Конституции, а также в сферу поиска таких вариантов ее толкования и реализации, которые бы в максимально возможной степени учитывали их корпоративные интересы.

Кампания по принятию поправок в Конституцию и ее результаты, помимо всего прочего, выявили тот факт, что справиться с решением проблем внутри страны — преодолением экономического кризиса, модернизацией здравоохранения и образования, ликвидацией экологических катастроф, — власть не может без своеобразного «общественного договора».

Такой договор больше не строится на политико-правовом романтизме заверений представителей государства и общества о взаимной преданности и взаимном служении. В наше, стремительно утрачивающее иллюзии прагматично-рыночное время он больше приближается к деловому контракту.

Это может быть и традиционный патерналистский контракт в духе «мы потерпим и поддержим, но вы обеспечьте и гарантируйте».

Разовые выплаты социальной поддержки превращаются в этом случае в инструмент обеспечения лояльности, а жизнь граждан в марафонский забег, в котором главное — дотянуть до очередной инъекции финансовой поддержки.

Но это может быть и «контракт соучастия», в котором каждый проходит свою половину пути: власть и граждане не только терпят и жертвуют, но и берут на себя ответственность за самоорганизацию и активное включение в решение конкретных задач.

Логика борьбы с коррупцией дополняется совершенствованием социального контроля и самоорганизации, соблюдения законов, норм и правил в повседневной жизни.

Важным условием реального решения социальных проблем на местах является расширение муниципальной демократии (локальных опросов, референдумов), продуманная политика наполнения местных бюджетов и рост грамотности и профессионализма муниципальных служащих.

Этот путь, более затратный на первых порах, требующий изменений привычных схем управления и организационных усилий, гарантирует в перспективе надежность власти на местах и отсутствие иллюзорной и опасной для современных обществ «революции растущих ожиданий».

Прошедшее голосование показало, что многие прежние электоральные страхи и опасения могут быть развеяны, если технологические решения организаторов соответствуют привычному порядку жизни и здравому смыслу большинства граждан.

Технология многодневного голосования, допускающая выбор времени и места волеизъявления, оказалась максимально соответствующей характерной для всех современных обществ, в том числе и российского, тенденции к индивидуализации и разнообразию стилей поведения, жизненных укладов и траекторий.

Эта схема оказалась удобна и для молодежи, о чем свидетельствуют данные эксперимента по электронному голосованию, и для «трудоголиков», озабоченных экономией времени, и для пенсионеров и многодетных семей, с трудом меняющих привычный порядок дня.

Если в Волгоградской области, где явка в последние десятилетия на федеральных выборах чаще всего была близка к 40-45%, то в этот раз она перешагнула за порог 80%. Можно предположить, что до половины участников голосования сделали это досрочно, в предшествующие дни.

Приведенная в газете «Ведомости» за 1 июля таблица Центризбиркома, выражающая динамику досрочного голосования, показывает, что вполне реальная для первого дня явка в 9,2% далее возрастала каждый день на 7-10%, что дало к 30 июня 2020 года 52,9% проголосовавших от общего числа.

Таким образом, более половины участников голосования сделали это в наиболее удобные для себя выходные или рабочие дни. Вряд ли сегодня практика Единого дня голосования в ее жестком истолковании с «эстетикой единого строя», окажется технологически эффективной и соответствующей современному пониманию гражданского долга и человеческого достоинства.

Политическая экспертиза не может удовлетвориться изображением прошедшего голосования как «чуда преображения» прежней, «ельцинской» Конституции 90-х годов в «новый, социально ориентированный тип Основного закона».

Она может констатировать момент устойчивости в отношениях народа и власти, когда голосование показало доверие большинства граждан Президенту России Владимиру ПУТИНУ и его предложениям при наличии ожиданий их осуществления.

Экспертиза может также аргументировать необходимость по-новому выстраивать архитектуру демократического взаимодействия с гражданами, не подавляя или игнорируя их активность, а направляя ее в конструктивное русло. Без этого будет трудно превратить момент устойчивости в тенденцию.

Александр СТРИЗОЕ, доктор философских наук, профессор Волгоградского государственного университета (ВолГУ), эксперт Российского общества политологов (РОП).

Источник: РОП.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов