РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРОХОДИТ КРИЗИС ПУБЕРТАТНОГО ПЕРИОДА

ОЛЬГА УСТИНОВА

Голосование по поправкам в Конституцию России в современных реалиях можно рассматривать преимущественно как проверку российского общества на инфантилизм, способность критически мыслить и брать на себя ответственность за принятие важных решений.

С сожалением приходиться констатировать, что любые социологические данные, которые показывают долю сторонников и противников изменений, ничего общего с истинным отношением к этим изменениям не имеют.

Как показывают результаты глубинных качественных исследований, сегодня приходится иметь дело не с реальными объектами или явлениями, а с представлением о них со слов какого-то очередного блогера, телеграм-канала, журналиста, политического деятеля, соседа по дому… И это веяние времени — предмет для детального изучения общества со стороны гуманитарных наук.

Почему-то сегодня люди утратили вкус к жизни, начав потреблять суррогат не только в пищу физическую, но также в интеллектуальную и духовную.

Фокус-групповые дискуссии за последние месяцы перед Общероссийским голосованием показали, что избиратели строят свое представление о поправках, основываясь не на собственной интерпретации тщательно изученного текста, а на слухах, роликах, мемах вокруг Основного закона страны.

Удивительным образом некогда самая читающая нация не потрудилась самостоятельно вникнуть в то, что предложила действующая власть, чтобы выйти на конструктивный диалог.

«Победа противников поправок будет означать победу фейков над здравым смыслом», — сказал один из участников опроса. И данном контексте, он был прав.

Социология зафиксировала крайне низкий уровень осведомленности граждан при довольно высоком уровне интереса к происходящему.

«Пусть нам кто-то придет и расскажет», — вот наиболее частый ответ российского избирателя.

При том, что Интернет переполнен сайтами, где опубликованы все поправки. Текст новой Конституции доступен на всех официальных ресурсах. Удивительно, но его никто не скрывает, как это пытаются преподнести оппозиционно настроенные ресурсы. Но этого недостаточно. Должна прийти «великая мать», пожалеть, рассказать, объяснить, расставить правильные акценты…

Сколько лет современному российскому обществу? Хорошо бы этот вопрос задать профессиональным психологам.

Еще один крайне важный вывод — несмотря на шквал критики в адрес Президента России (только ленивый сегодня не дает оценку его работе), именно вокруг его фигуры и был выстроен весь дискурс предлагаемых изменений.

Самая популярная поправка, как это не печально, — поправка об обнулении сроков действующего Президента России, показывают результаты исследований.

Мы искренне на словах отрицаем монархию, тоталитаризм, любой намек на сосредоточение власти в одних руках, но своими действиями демонстрируем совершенно противоположное — мы так и не научились жить без вождя. И даже сейчас сакрализируем его образ, как и 100 лет назад.

Мы едва ли готовы к тому, что «народ — единственный источник власти». За последние 30 лет мы так и не смогли эту власть взять и правильно распорядиться.

Поэтому любые инсинуации по поводу поправки об «обнулении» кажутся сегодня неуместными и крайне нелогичными. Такое поведение сродни поведению подростка, критикующего родителей, но живущего за их счет и на их территории, подростка, не способного взять на себя ответственность за свою судьбу.

Главная проблема, которую российской власти придется решать после 1 июля — это преодоление тотального недоверия к себе со стороны различных групп населения, выстраивание новых общественных договоренностей, поиск новых компромиссов.

С этим подростковым обществом придется выходить на диалог, начать говорить на понятном для него языке и становиться для него другом, пока оно не начало бунтовать, опять-таки в соответствии с подростковыми комплексами.

Ольга УСТИНОВА, социолог, член Клуба экспертов Нижнего Поволжья.

Источник: РОП.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов