АЛЕКСАНДР СТРИЗОЕ: «КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА МОЖЕТ СТАТЬ НАЧАЛОМ СОЛИДАРНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА К НОВОМУ КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ»

АЛЕКСАНДР СТРИЗОЕ

Аналитический центр Российского общества политологов (РОП) провел 25 июня 2020 года дистанционное экспертное обсуждение начавшегося Общероссийского голосования по поправкам в Конституцию Российской Федерации.

В дискуссии приняли участие эксперты РОП в Волгоградской области и Республике Калмыкия, члены Клуба экспертов Нижнего Поволжья, ученые Волгоградского государственного университета (ВолГУ) и Института комплексных исследований аридных территорий Калмыкии. Вашему вниманию предлагаются тезисы выступлений участников дискуссии.

С разрешения Российского общества политологов (РОП) «ПОЛИТ.РУС» публикует доклады участников данного экспертного обсуждения. Начинаем с Александра СТРИЗОЕ — доктора философских наук, профессора Волгоградского госуниверситета (ВолГУ), эксперта РОП, одного из основателей Клуба экспертов Нижнего Поволжья:

— Конституция, как и любой акт государственного права, имеет несколько смысловых измерений — собственно юридическое, политическое и социальное.

Первое из них связано с формальным закреплением прав граждан, различных общественных сил и государственных структур. Такое формальное закрепление в любом обществе представляет собой декларацию о намерениях, желаемый идеал общественного и государственного устройства.

Как любят говорить юристы, Конституция не является документом прямого действия, она не всегда может быть применена в конкретной жизненной ситуации. Ее декларации —  стартовая позиция для дальнейшей юридической  работы, для принятия законов и подзаконных актов, обеспечивающих реализацию конституционных идей и принципов.

Не будь их — вся последующая юридическая работа может не состояться: она лишается исходных правовых оснований, как математические теоремы лишаются смысла без аксиом, лежащих в их фундаменте.

Воля простых граждан, высказанная в ходе голосования по поправкам в Конституцию, и есть наполненная юридическим смыслом воля общества, требующего от думского законодателя, не мешкая, начать правотворческую деятельность.

Политическое измерение поправок в Конституцию России не может быть ограничено известными положениями о Государственном совете или изменениями в формировании Правительства или статусе судей Конституционного суда.

Во-первых, изменения увеличивают влияние парламента на процесс формирования Правительства России. Важно положить начало этому процессу, расширяющему не только права, но и ответственность народных избранников.

Во-вторых, Конституция пытается учесть практический опыт управления, указав на важность коллективного мнения губернаторского корпуса, выраженного в деятельности Госсовета.

Ни один законодательный акт не может предусмотреть все повороты практической политики и зигзаги управления, тем более в такой большой и сложной для управления стране как Россия.

Стремление законодателя держать руку на пульсе живой политической жизни необходимо поощрять и приветствовать всем политическим силам.

Естественно возникает вопрос о том, чему еще научил почти тридцатилетний опыт использования российской Конституции, что из этого опыта надо сделать конституционной нормой, а от чего отказаться?

В-третьих, поправки в Конституцию не столько дают ответы, сколько порождают новые вопросы перед политически активной и граждански ответственной частью  общества. Политические партии, общественные организации и движения встают перед необходимостью наполнить свои программы новыми идеями, требованиями, лозунгами, связанными с освоением и использованием новой конфигурации норм и правил политической жизни.

Понятно, что работа губернаторов теперь будет оцениваться не только федеральным центром, но и региональными политическими силами, с учетом их активности и роли в Государственном совете. В нем также возникают возможности для горизонтальной координации действий между соседними регионами, для территориального объединения усилий.

Крупнейшие российские социологические службы давно зафиксировали особый интерес рядовых россиян к социальным аспектам поправок в Конституцию.

По общему мнению, он отражает остроту существующих в обществе социальных проблем и противоречий. В этом смысле явка на голосование отражает готовность рядовых граждан заявить об обеспокоенности своим социальным положениям.

Однако в современных условиях решение социальных проблем не обеспечивается демонстративными акциями или разовыми мерами социальной поддержки. Пандемия коронавируса показала, что новые риски и угрозы для общества требуют длительных совместных согласованных усилий со стороны центральной, региональной, муниципальной власти и рядовых получателей льгот.

Для общественных организаций, гражданских активистов и реальных правозащитников социальная сторона поправок означает постановку вопроса о том, сможет ли само общество снизу контролировать осуществление тех многочисленных мер социальной поддержки, о которых уже заявили Президент России и федеральная власть в связи с пандемией коронавируса и которые предусмотрены вносимыми поправками?

Нынешний процесс внесения поправок в Конституцию имеет еще и технологическую сторону. Безусловно, в массовом обществе индустриального модерна с его унификацией, единообразием, «эстетикой единого строя» единый день голосования смотрелся естественно и органично.

Как ни странно, пандемия показала нам, что в силу многих, в том числе чрезвычайных причин, жизнь общества не всегда поддается жесткой дисциплинарной организации.

В этом смысле свободный, растянутый на несколько дней, с разным графиком работы избирательных участков и разным режимом голосования процесс волеизъявления в духе доктрины «мягкой силы» может оказаться не только привлекательным для различных групп граждан, предпочитающих в силу разных причин свой ритм и стиль жизни, но и эффективным. Власть тем самым делает шаг навстречу привычкам людей, их повседневным заботам.

Гибкость режима и растянутость графика способны создавать неудобства для организаторов голосования, но могут позитивно повлиять на явку и на само отношение избирателей к исполнению своего гражданского долга. В любом случае, «казус пандемии» может оказаться интересным прецедентом.

Наконец, форма народного волеизъявления, не укладывающаяся в стандарты привычного голосования или в юридические каноны референдума, может стимулировать появление новых региональных и муниципальных форм народного волеизъявления, усовершенствовать наши представления о муниципальной демократии.

Нет сомнений, что политический опыт модернизации российской Конституции-2020 не будет напрасным.

Внесение поправок в Конституцию России может стать началом солидарного движения всех граждан России к новому, более справедливому качеству жизни. Начнем этот путь вместе!

Источник: РОП.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов