Программа Правительства России по развитию Республики Калмыкия реалистична в нескольких отношениях.
Во-первых, она признаёт, что качественно изменить ситуацию в экономике и социальной жизни республики невозможно, не изменив структуру экономики, не запустив такой локомотив развития как транспортные проекты российского (железные дороги) и международного (порт Лагань) значения.
Во-вторых, программа реалистично оценивает имеющиеся в экономике республики проблемы (высокие цены на электроэнергию, отсутствие инфраструктурно подготовленных площадок для развития бизнеса, опасные деформации в сфере занятости населения).
В-третьих, программа уделяет значительное внимание социальному фактору экономического развития, проблемы которого в республике формировались десятилетиями и сегодня привели к её заметному отставанию от среднероссийских показателей уровня и качества жизни.
Реализация данной программы возможна, по моему мнению, лишь при следующих двух условиях.
Первое из них — кардинальное изменение настроений политической и управленческой элиты республики. Главное — изжить «комплекс обиженного провинциала».
Проблемы, существующие в республике, следует рассматривать не с точки зрения этнической автаркии: «железные дороги нам не нужны, нам по ним возить нечего» или «мы не морской народ, а степной, наше дело — животноводство…».
Проявлением этого комплекса является взгляд на федеральный центр как на вечно обязанную республике инстанцию… и непонимание того, что приток денег федерального центра возможен лишь при их эффективном освоении в республике, при мобилизации в ней всех внутренних резервов.
Это предполагает ускорение темпа жизни: быстроты принятия решений, инновационного подхода к старым проблемам, кадровой ротации на всех уровнях, преодоления клановости и корпоративности. Важным элементом этого комплекса является болезненное восприятие любого обсуждения проблем этнокультурной истории и современной этнокультурной ситуации.
Сегодня в век информационной и коммуникативной открытости национальное и культурное возрождение и развитие возможны только в интенсивном взаимодействии с другими регионами , при инновационном отношении к культурному наследию, когда оно ориентировано не на любование прошлым , а решение проблем сегодняшнего дня…
Второе условие состоит в адаптации программы к современной социально-экономической ситуации в стране.
В 2020-м, а возможно, и в 2021 году главные усилия федерального центра будут направлены на преодоление деструктивных последствий пандемии короновируса и мирового экономического кризиса.
В этой ситуации, помимо социальной защиты населения, создания новых рабочих мест, поддержки социально уязвимых слоёв (пенсионеры, дети, женщины), важно сосредоточится на создании предпосылок для эффективного использования инвестиций.
К числу этих предпосылок можно отнести сдвиг в повышении уровня и качества жизни населения, решения проблемы обеспечения жителей качественной водой, создание новых рабочих мест в легкой и пищевой промышленности (в сфере переработки сельхозпродукции), а также улучшение инфраструктурной оснащенности существующих и новых промышленных объектов.
В этот же период важно перестроить систему управления в республике, обновить её кадры, ориентировать их на поиск новых резервов развития.
Следует также учесть, что реализация инфраструктурно-транспортных проектов представляет собой долгосрочный, но с финансовой точки зрения оправданный процесс. Уже сегодня железнодорожное строительство ветки от Лагани к Элисте и далее по объёму вложений в два раза превышает вложения в порт Лагань.
Однако развитие и доходность Лагани будет зависеть от того, насколько успешно калмыцкий порт будет конкурировать с портами Дагестана и Астраханской области.
Успех в конкуренции невозможен без дополнительных вложений и инновационных технологий, которые также стоят денег.
С другой стороны, железные дороги сыграют свою роль как локомотива развития республики лишь при превращении Элисты в железнодорожный узел, соединённый с Волгоградом, Астраханью, Минеральными водами. Лишь в этом случае через территорию республики пойдут масштабные грузовые и пассажирские перевозки российского и трансконтинентального масштабов.
Всё это потребует от новых руководителей Республики Калмыкия масштабного и стратегически ориентированного мышления, политической воли и коммуникативных способностей.
Александр СТРИЗОЕ, политолог, профессор ВолГУ.
Источник: КалмРОП.