БОРЬБА ХАСИКОВА С КОРРУПЦИЕЙ В КАЛМЫКИИ — PR-АКЦИЯ

ВИТАЛИЙ АРЬКОВ_135Начавшиеся осенью 2019 года и продолжающиеся по сей дань в столице Калмыкии массовые народные протесты с требованием сначала отставки «варяга»-выходца из ДНР Дмитрия ТРАПЕЗНИКОВА с должности и.о. главы администрации Элисты, а затем и отставки недавно избранного главы республики Бату ХАСИКОВА могут подвигнуть федеральный центр к педалированию принятия решения о повсеместном возвращении прямых выборов мэров российских городов, активное обсуждение чего происходит в политическом и околополитическом кругах последние год-полтора.

Снижение качества жизни большинства россиян, несмотря на победные заявления членов федерального правительства, продолжается. Причем данный процесс уже настолько очевиден и настолько масштабен, что публично фиксировать его, пусть и в смягченном варианте, стали даже зависимые в той или иной степени от Кремля ведущие социологические службы.

Очевидно и нарастание протестных настроений. В большинстве регионов, к счастью для федеральной власти, протест носит скрытый характер и выражается разве что в бойкотировании выборов.

Однако растет число территорий, где протест переходит в открытую форму. Опять-таки к счастью для федеральной власти, он не направлен публично и критично в ее адрес (либо это удается купировать на ранней стадии), а своеобразным спусковым крючком становятся относительно локальные экологические проблемы (как в Подмосковье или Архангельской области) и очевидные «косяки» местных властей (как в Республиках Бурятия и Калмыкия).

По мнению ряда экспертов, возвращение прямых всенародных выборов глав муниципальных образований позволит вернуть общественно активной части населения ощущение своего непосредственного (как избиратели) участия в политической жизни и сопричастности происходящим политическим процессам.

На мой взгляд, это является и заблуждением, и обманом. Формально и сейчас общественно активные сограждане имею возможность удовлетворять свои гражданские потребности на выборах муниципальных, региональных и федеральных депутатов, а также глав регионов и даже президента России.

Да, в подавляющем большинстве случаев это выборы с заранее известным результатом — вплоть до десятых долей процентов, заранее согласованных с основными акторами. И потому в тех субъектах Федерации, где губернатор области/края или глава республики популярен у населения либо контролирует все процессы, исход выборов по избранию мэров также предсказуем.

Разве что кресла мэров станут разменом с яркими местными политиками, мечтающими стать главой региона, но придерживающихся установленных Москвой правил игры и не идущих на прямую конфронтацию.

Как это могло, к примеру, случиться еще в одном регионе Нижнего Поволжья — Астраханской области, где самый популярный местный политик — депутат Государственной Думы ФС РФ от партии «Справедливая Россия» Олег ШЕИН готов был разменять свои губернаторские амбиции на кресло главы администрации Астрахани.

Однако эта история не про нынешнюю Калмыкию. И не про национальные республики в целом, поскольку там всегда особая — клановая — система управления. Когда эта клановость в фарватере и в интересах федерального центра.

Если же баланс грубо нарушается со стороны национального региона, то там появляется генерал Владимир ВАСИЛЬЕВ, как в соседнем с Калмыкией Дагестане.

Калмыкия не нарушала баланса, появление Бату ХАСИКОВА на посту главы республики имеет совершенно иную природу. Никто не направлял его из Москвы зачищать местные кланы. Когда это требуется, в регион направляются генералы или хотя бы полковники спецслужб с чистой репутацией, опытом руководства и стальными нервами (и не только нервами). Но никак не старлеи милиции с фальшивой диссертацией, пусть и со стальными кулаками.

Поэтому все гуляющие по Степной республике легенды о том, что Бату ХАСИКОВ направлен «зачищать коррупционные» кланы» — не более, чем контент для «анонимных» телеграм-каналов от нелепых псевдополитических технологов.

И даже создание ХАСИКОВЫМ Управления по борьбе с коррупцией при главе Республики Калмыкия — не более, чем PR-акция и попытка переключить внимание жителей региона с резко ухудшающегося качества жизни на имитацию борьбы с коррупционерами.

К тому же это выглядит попыткой прислониться к результатам калмыцких силовиков, которые ведут реальную борьбу и достигли в этом определенного успеха.

Есть и еще один аспект. Под эгидой борьбы с коррупцией можно уже под благовидным предлогом продолжить зачищать органы власти от профессиональных кадров своих предшественников и расставлять верных людей, в т.ч. своих родственников и коллег по КВН-движению своего лучшего друга.

Это уже можно наблюдать в Элистинском городском собрании и некоторых РМО (районных муниципальных образованиях — Прим). Планировалось подобное и в мэрии Элисты, на должность главы которой стали спешно готовить Хонгора МАРИЛОВА, ранее хорошо известного в Калмыкии как «автора ряда популярных КВН-проектов, блогера с большим числом подписчиков в соцсетях».

Почти наверняка хороший человек, как, собственно, сам Бату ХАСИКОВ и его друг Сангаджи Тарбаев — в прошлом капитан команды КВН «Сборная РУДН», промоутер и шоумен, а с недавних пор — постоянный представитель главы Республики Калмыкия при Президенте России.

Неслучившийся градоначальник Элисты Хонгор МАРИЛОВ, что называется, из совершенно другой оперы, нежели ныне руководящий столицей Калмыкии Дмитрий ТРАПЕЗНИКОВ. Т.е. первый — не имеющий ни достаточных знаний, ни достаточного опыта для работы в такой должности. Не хочется обижать хорошего человека определением «марионетка», но предполагался именно такой реальный функционал.

Однако взявшим ХАСИКОВА в оборот и въехавшим на его крепких плечах в Белый дом задуманного не удалось и на финансовые потоки столицы Калмыкии, как ранее и на финансовые потоки всей республики (глава республиканского правительства Юрий ЗАЙЦЕВ) патронами ХАСИКОВА в Москве был поставлен ТРАПЕЗНИКОВ (тоже с функционалом марионетки, только в других натруженных руках).

К удивлению местных жителей и, полагаю, нового руководства Калмыкии, в работе Дмитрий ТРАПЕЗНИКОВ проявил себя опытным хозяйственником и оказался намного компетентнее в управленческих вопросах иных представителей новой команды, включая самого главу региона.

Однако этим уже не остановить протестов в Калмыкии. Среди прочих требований возмущенных горожан есть и возвращение прямых всенародных выборов мэра Элисты, и введения ценза оседлости для кандидатов на этот пост.

Несмотря на попытки провокаций со стороны властей региона, лидеры протестующих прямо и четко обозначили отсутствие в данном требовании национального подтекста. Мэром Элисты не обязательно должен быть калмык, может быть представитель любого другого этноса многонациональной республики.

Главное условие — человек пусть и не родился в Калмыкии, но проживает здесь достаточное время, чтобы не понаслышке знать о всех проблемах и особенностях города — и региона в целом.

Кстати, подобные требования к чиновникам на посту мэра и губернатора были очень популярны в недавнем прошлом и в соседней с Калмыкией Волгоградской области. Однако первая пятилетка работы на посту губернатора-«варяга» Андрея БОЧАРОВА показала глубокую ошибочность данного суждения.

Впервые в своей новейшей истории с главой региона-«варягом» с лета 2019 года начала жить и Астраханская область. Есть надежды, что полковник Игорь БАБУШКИН как минимум повторит успех полковника Андрея БОЧАРОВА. А полковник Дмитрий ТРАПЕЗНИКОВ продолжит приятно удивлять элистинцев.

Источник: «Реалист».

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов