Со сменой главы исполкома Общероссийского народного фронта (ОНФ) произойдет «реанимация» регионального направления работы активистов. Об этом пишет «Коммерсантъ», опираясь на данные источников. Напомним, бывший вице-губернатор Подмосковья Михаил КУЗНЕЦОВ назначен главой исполкома ОНФ 13 сентября.
Главный потенциал ОНФ — это некая общественная сила, поддерживающая власть, в особенности первое лицо, которая при этом не является политической партией.
Задача политической партии — бороться за победу на выборах, у ОНФ задачи более широкие. В первую очередь, это именно взаимодействие между президентом, с одной стороны, и обществом — с другой. А это в России всегда было не то чтобы проблемой, но в дефиците: власть всегда знала о народе гораздо меньше, чем нужно. Это не ее вина, а ее беда в силу институциональных причин.
ОНФ — это такая сила, которая, с одной стороны, доносит до власти некую реальность, с другой стороны, эту реальность при поддержке власти исправляет.
В идеале получается самый важный инструмент. Это то, чем должен был быть парламент, когда его создавали. Имеется в виду не Россия, а мировая история. Такой институт взаимодействия.
Притом что при такой системе он должен быть треугольным, то есть очень широкое основание при не очень широкой верхушке, в реальности же ОНФ, скорее, напоминает головастика: огромная голова и маленькие-маленькие ножки, потому что в регионах ОНФ гораздо чаще опирается не на какие-то свои собственные структуры, институты, а на структуры и институты «Единой России».
Это не потому, что «Единая Россия» плохая и что-то не так, а потому, что задачи у них разные. Там, где есть особенно активные общественники, что-то происходит, где нет — ОНФ на региональном, местном уровне растворяется в «Единой России».
Инструмент взаимодействия очень нужен. Он нужен не только ради выборов, тем более что ближайшие выборы только парламентские, а, прямо скажем, в России парламент не является ключевым институтом.
Скорее, ОНФ нужен, чтобы между авторитетом президента и проблемами народа существовала связь. У нас единственный авторитетный институт в стране — это президент. Но это его личный авторитет. Все лампочки он лично вкрутить не сможет.
Именно поэтому проблема в том, что ОНФ так завязан на «Единую Россию», что партия лампочками тоже не занимается. А кто-то ведь должен.
Поэтому «реанимация» ОНФ — это попытка восстановить то, что называлось крымским консенсусом.
Политологи заявили: «Крымский консенсус закончен». То есть «крымский консенсус» — это доверие народа к власти в связи с успехами в Крыму.
Восстановление «крымского консенсуса» в широком смысле, не как разового события, а как постоянного, — это и есть задача ОНФ, поскольку раньше «крымский консенсус» жил сам по себе, потому что Крым присоединили, и он появился.
Сейчас он сам по себе жить не будет, его надо реализовывать в каждодневном: в магазинах, на автобусных остановках и в прочих мелочах, которые ОНФ должен делать снизу, а сверху это все должно координироваться и поддерживаться. И в этом смысле возрождение объективно.
В условиях 2015 года народ и так доверял власти на 200 % и все было хорошо. Сейчас выясняется, что есть оппозиция, и не только политическая, но и социальная.
Политическая оппозиция — вещь естественная, а вот социальная — это не очень хорошо, значит, нужно ее ликвидировать, но не физически или политически, как могла бы «Единая Россия», победив на выборах, а именно решая социальные задачи.
Чтобы перестать быть этаким «головастиком», ОНФ должен оторваться от «Единой России» на местах, не противостоять ей, просто потому, что они существуют в разных плоскостях.
ОНФ — это не еще одна партия власти, это совершенно другой институт. Он должен иметь свою базу не только в качестве рядовых людей, но и в качестве организации.
Тут, конечно, есть опасность «закопаться» в организацию. У нас любят создавать структуры. Это же прекрасно: выделяются зарплаты, появляется кабинет, шофер, секретарь.
С другой стороны, без организации тоже нельзя, потому что нельзя все «вывозить» на трех-пяти людях в регионе с «сумасшедшими глазами», которые бегают, требуют починить дороги, построить магазины и так далее. Нельзя грузить все на них, должна быть какая-то система, при этом, что очень важно, это должна быть незабюрократизированная система.
Дмитрий ЖУРАВЛЕВ, генеральный директор Института региональных проблем.
Источник: «Региональные комментарии».