КРАСНОЯРСК — ДУША И СИЛА СИБИРИ

ИВАН ЛИЗАН_135В период со 2 по 6 марта автор гостил в Красноярске — центре одноименного края размером с Алжир и столице Восточной Сибири. Моя туристическая поездка совпала с проведением в городе зимней Универсиады — мини-олимпиады для студентов.

Добираться до города лучше самолётом, благо рейсы из Москвы осуществляются ежедневно, а полёт длится около пяти часов. В 2017 году в Красноярске в рамках подготовки ко всё той же универсиаде был построен новый аэропорт, который вас и встретит.

Часть 1. Аэропорт

Меня, как и турецких лыжников, при выходе из зоны прилёта встречал концерт симфонической музыки — редкость в наших аэропортах и вокзалах.

До города я добрался не на такси («Яндекс.Такси» просит 750 рублей), а на автобусе «Норильского никеля», который выступил генеральным партнёром Универсиады и бесплатно возил всех как в аэропорт, так и из аэропорта.

Музыка и бесплатный трансфер, конечно же сгладили пятичасовой перелёт и четырехчасовую разницу по времени с Москвой (организм не обманешь), но создали приятную атмосферу.

Зона вылета тоже порадовала. В 45 км от Красноярска расположен закрытый город Железногорск, где делают около 90% всех российских спутников, так что в красноярском аэропорту Емельяново просто подвесили под потолком макет спутника.

Дополняет атмосферу выставка огромных репродукций полотен Василия СУРИКОВА — великого русского художника, родившегося и прожившего практически всю свою жизнь в Красноярске.

Часть 2. Город

Урбанистами и лицами им сочувствующими отечественные города принято всячески ругать. И, как правило, ругать их есть за что. Контраст даже не между городами Западной Европы, а той же Сербией и российскими городами разительный. Причины столь существенных различий носят как объективный, так и субъективный, то есть зависящий от человека, характер.

Понятно, что ожидать от Вологды или Воронежа такого же уровня благоустроенности как от Рима глупо, а ростовские Шахты не будут похожи на французский Клермон-Ферран. У них не просто разные бюджеты, но и разные экономические реальности, в которых они развиваются.

Западная Европа находится в центре капиталистической миросистемы. Центр — это не просто привилегированное положение по сравнению со странами полуперефирии или даже периферии. Центр — это относительная стабильность, как экономическая, так и нормативно-правовая, в рамках которой развивались города.

Дело ведь в том, что город — это живой организм, на который самым непосредственным образом влияет экономика. А экономика Западной Европы пусть и страдает от мировых кризисов, но не претерпевала экономических катастроф с момента окончания Второй мировой войны.

Экономическая стабильность приводит к политической стабильности, а она уже в свою очередь к стабильности нормативно-правовой и институциональной.

Проще говоря, российские города и города условной Германии или стран Скандинавского полуострова находятся в заведомо неравных конкурентных условиях.

Невозможно уследить за состоянием улиц, когда в городе нет коммунальной техники, которую невозможно купить из-за банкротства градообразующего предприятия, чью территорию уже решили застроить местные строительные магнаты.

В то же время, не стоит впадать в географический и экономический детерминизм — солидная доля проблем в наших городах решается малыми деньгами: с засильем рекламы на улицах, уродующими фасады разнокалиберными вывесками и звуковым загрязнением вполне можно с помощью принятия нормативно-правовых актов местными органами самоуправления.

Яркий пример того, как можно изменить облик города — Москва, где наружной рекламы на улицах ровно столько чтобы пополнять бюджет и не уничтожать то прекрасное, что есть на улицах города.

Красноярск_3

Однако не только Москва может похвастаться красотами и упорядоченностью. Радует и Красноярск, где в период с 2 по 12 марта 2019 года проходит зимняя Универсиада.

Красноярск отнюдь не молодой город — основан в 1626 году — и к своему первоначальному виду он имеет весьма отдалённое отношение: центр города сгорел в 1773 году, а его окраины построила уже советская власть.

Но пожар 1773 года пошёл городу на пользу: если Париж перестраивал Луи ОСМАН, то Красноярск перестроило пламя, позволившее повторить в центре города планировку Санкт-Петербурга (она же в центре Одессы): улицы города пересекаются под углом 90 градусов — параллельно и перпендикулярно, что не позволит заблудиться.

Красноярск_2

Особое место в Красноярске занимают мосты через Енисей. Всего их шесть, последний — Николаевский — был открыт 2015 году. Впечатляют, впрочем, не только мосты, но и сам Енисей.

Деревянные дома в центре остались лишь в качестве красивых вкраплений, когда вровень с фасадами каменных домов конца XIX-начала XX века, когда упрятанными вглубь дворов словно грибы в листве под кронами деревьев.

Центр города — царство малоэтажной застройки, никаких свечек-высоток в нём нет, что позволяет городу выглядеть гармонично. Предельная высота практически всего центра города — пять этажей, выделяются на этом фоне здания театров, вокруг которых сгруппированы гостиницы и бизнес-центры.

Фасады домов заслуживают отдельной похвалы — их отреставрировали, подкрасили и, к счастью, не позволили обезобразить аляповатыми вывесками.

Красноярск_4

Сам же центр весьма компактен — его можно пересечь за полчаса пешей прогулки. Периодически вы будете останавливаться в недоумении от объектов современного искусства. С несовременным искусством в городе дела обстоят не хуже, чем с современным.

Благоустройство города к Универсиаде носило не тотальный, а очаговый характер, что заметно при детальном рассмотрении. Недавно установленные лавки, свежая тротуарная плитка, новые мусорные урны видны, но не выбиваются на окружающем фоне.

В целом, город заслуживает похвал и не зря является неоднократным победителем кокурса «Самый благоустроенный город России».

Часть 3. Музеи

Понятное дело, что таким обилием музеев как Москва Красноярск похвастаться не может. Однако посмотреть в городе есть на что. Главные музейные жемчужины — краеведческий музей, Музей Василия СУРИКОВА и музей-пароход «Святой Николай».

Сам музей трёхэтажный и посетить его лучшего всего дважды — так вы ничего не упустите и не поймаете визуальный перегруз после первого этажа, посвящённого коренным древнему человеку и коренным народам Красноярского края.

Второй этаж краеведческого музея — вотчина некогда дикой природы, ставшей чучелами и сухой док для парусника. Экспозиция третьего этажа посвящена истории Нового и Новейшего времени.

Экспонатов огромное множество, эмоций масса. Краеведческий музей Красноярска — обязательное для посещения место.

Другое место, в которое непременно стоит зайти — пароход-музей «Святой Николай» на набережной неподалёку от филармонии. Колёсный пароход 1895 года понравится всем: и атеистам, и воцерковлённым православным, удовлетворены будут и монархисты с коммунистами, не говоря уже о любителях машин.

В каюте первого класса путешествовал Российский император Николай II, в каюте третьего класса по Енисею в ссылку отправлялся Владимир ЛЕНИН. Нашлось на пароходе место и для выставки православных икон.

Красноярск_5

Не стоит проходить и мимо Музея Василия СУРИКОВА — внутри есть на что посмотреть, а в фирменном магазине «Краскона» — Красноярской кондитерско-макаронной фабрики есть что прикупить в качестве сувениров.

В целом, Красноярск предоставляет более чем достаточное количество возможностей для повышения своего культурного уровня — в городе, к слову, есть и геологический музей, однако его посещение, пожалуй, уж слишком специфический опыт.

Часть 4. Спорт

Писать о ходе соревнований в рамках Универсиады смысла нет — автор практически ничего не смыслит в спорте, в том числе в его зимних видах, а для всего остального есть «Матч-ТВ». Интересен скорее не сам спорт как действо, а как информационный повод.

В последние два года, с момента перехода санкций из количества в качество, российский спорт подвергался системным атакам. Атаки были, когда заслуженные, в частности, как в случае с кёрлингистом Александром КРУШЕЛЬНИЦКИЙ, который всё же принимал мельдоний добровольно, а не под принуждением, но в подавляющем большинстве случаев спортивные ограничения по линии WADAили Паралимпиады были не чем иным, как разновидностью санкций, задачей которых было унижение. И Россия, эту чашу испила сполна.

Универсиада стала первым за несколько лет соревнованием, в ходе которого отечественные атлеты выступали под российским флагом.

Сами же соревнования, к счастью, оказались не омрачены допинговыми скандалами или целенаправленными информационными кампаниями об огрехах ремонта жилых и нежилых помещений, которые смаковали СМИ в ходе сочинской Олимпиады.

Но спорт, как большой, так и подрастающий в случае с Универсиадой, — это не только соревнования силы духа и тела, но и экономика.

Любовь российского руководства к спортивным соревнованиям вполне понятна: они позволяют не только прорекламировать страну в мире и дать россиянам повод для гордости, но и заработать.

Впрочем, зарабатывает на подобных мероприятиях не государство — Олимпиады, Мундиали и Универсиады никогда не окупаются, а бизнес. В нашем случае это строительный бизнес, который осваивает контракты в рамках подготовки к мероприятиям, и сфера обслуживания.

В марте Сбербанк подсчитал вернувшихся в Россию после ЧМФ-2018 иностранных болельщиков. Оказалось, что как минимум каждый десятый иностранец, впервые приехавший в Россию во время мундиаля, впоследствии посетил страну еще раз. В августе—декабре 2018 года такие туристы потратили здесь 10 млрд рублей.

Сколько туристов повторно посетят Красноярск — не ясно, однако будем надеяться на то, что таких окажется более чем достаточно.

Впрочем, затраты на Универсиаду не пройдут зря: для городов же, которым достаётся право проводить соревнования, праздник спорта — это возможность получить дополнительные деньги для развития инфраструктуры и облагораживания общественных пространств. И Красноярск этим правом воспользовался.

Часть 5. Экономика Универсиады

В 2013—2014 годах, когда Красноярск только выиграл право проводить Универсиаду, на неё планировали потратить около 50 млрд рублей. В прошлом году было объявлено, что на игры уйдет уже 75 млрд. Сейчас общие затраты на игры оцениваются в 77 млрд.

Представители краевого министерства финансов рост затрат объясняли благоустройством Красноярска. Первоначально такие суммы на обустройство улиц не планировались.

Около половины из огромной суммы (45 млрд) — федеральные деньги. Порядка 30 млрд в Универсиаду вложил краевой бюджет, остальное — вложения спонсоров.

Больше всего средств ушло на строительство и реконструкцию спортивных объектов — 25 млрд. Еще 11 млрд — реконструкция медицинских учреждений. На благоустройство города ушло около 8 млрд. На дороги и транспортный комплекс — 7 млрд.

Однако 7 млрд инвестиций в дороги Красноярска не помогут решить транспортную проблему миллионного города — в Красноярске с 1990 года остановлено строительство метрополитена, в который уже вложено около 12 млрд рублей.

Метрополитен, понятное дело, не достроили и теперь он висит гирей на городском бюджете — приходится поддерживать не приносящую прибыли инфраструктуру, в частности откачивать воду из тоннелей.

Но в ходе Универсиады Президент России Владимир ПУТИН поддержал идею губернатора Красноярского края Александра УССА о необходимости достройки метрополитена, но в классическом московском варианте, а в гибридном формате — метро и скоростной трамвай вместо вагонеток метрополитена (по примеру Волгограда — Прим.) — красноярские улицы в центре города слишком узкие для размещения наземных трамвайных линий.

Так что остаётся надеяться на то, что экономический эффект от Универсиады Красноярск будет ощущать ещё несколько лет.

Иван ЛИЗАН, политолог.

Фото автора.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов