ВЫБОРЫ-2019 В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ И ПРОБЛЕМЫ

АЛЕКСАНДР СТРИЗОЕ_135Выборы 2018 года в проблемных для федерального центра регионах (Приморский край, Хакасия, Хабаровский край, Владимирская область), несмотря на уникальность ситуации в каждом из них, выявили ряд общих для большинства субъектов Федерации черт.

Среди них, с одной стороны, наличие протестных настроений, порождаемых как нерешенностью социально-экономических проблем населения на местах, так и общей негативной оценкой социальной политики федерального центра.

Отсутствие победы в первом туре кремлевских кандидатов на губернаторские посты в проблемных регионах порождает вопросы о критериях и эффективности механизма подбора этих кандидатов.

С другой стороны, эти выборы высветили недостаточную зрелость региональных политических сил. Для партии власти эта незрелость проявилась в ее неспособности адекватно оценить ситуацию, поддерживать диалог с различными группами населения, создать атмосферу доверия к представителям власти, их заявлениям и решениям.

Незрелость оппозиционных сил обнаружилась не только в их неспособности кардинально изменить баланс политических сил в региональной власти. У оппозиции не оказалось влиятельных лидеров и организационных ресурсов, чтобы трансформировать протестные настроения в протестные движения и электоральную активность, оказать давление на власть, усилив социальную направленность ее политики, контроль за работой аппарата управления и расходованием бюджета.

Большинство этих черт обнаруживается и при анализе политической ситуации в Волгоградской области. Исключение составляют лишь позиции действующего губернатора Андрея БОЧАРОВА: его рейтинг достаточно высок и устойчив, а серьезных политических конкурентов на политическом горизонте пока не просматривается.

Если БОЧАРОВ заручится доверием федерального центра, то это создаст ему достаточные условия для победы в первом туре.

Выдвижение других кандидатов придаст тот или иной характер стилистике избирательной кампании, повлияет на повестку дня предвыборной дискуссии, на программу действий нового-старого главы региона. Вряд ли такое выдвижение изменит сложившуюся сегодня расстановку сил.

Сложнее дело обстоит с выборами в Волгоградскую областную Думу. Первый из возможных сценариев их проведения предполагает активную роль губернатора, «губернаторскую режиссуру» избирательного процесса.

Залогом этого являются и успехи тактики «малых дел», достигнутые в экономике области при участии Андрея БОЧАРОВА, и его лоббистские усилия по получению федеральных инвестиций в регион и включению его в федеральные проекты, и организация текущего контроля за подготовкой Волгограда к Чемпионату мира по футболу, за реконструкцией и строительством новых объектов инфраструктуры.

Губернатору в целом удалось уяснить специфику региона и создать работающую команду, ориентированную на выполнение его указаний. Формирование такого же депутатского корпуса было бы логичным продолжением его предшествующей линии.

Однако источником инноваций может стать не только губернатор. Испытав в 2018 году период падения рейтинга доверия граждан, «Единая Россия» может всерьез, а не на словах заняться сменой имиджа и персонального состава в региональном парламенте. Предшествующий опыт волгоградских единороссов свидетельствует, по моему мнению, что импульсы в этих инновациях будут исходить не из региональной организации, а из федерального центра.

Энергичная работа «московских тренеров» сможет достаточно быстро и эффективно осуществить селекцию кандидатов в депутатский корпус, расставить их по местам и организовать предвыборную коммуникацию.

Другие политические партии неминуемо окажутся вынуждены копировать нововведения и инициативы партии власти. «Гонка за лидером» окажет тонизирующее воздействие на оппозицию, зацикленную на внутрипартийных разборках и жалобах на судьбу.

И в первом, и во втором случае кампания думских выборов может получиться живой и достаточно интересной, способной мобилизовать избирателей.

Однако есть и третий, инерционный сценарий. На фоне медленного ухудшения социально-экономического положения населения, когда проблематика общественных дискуссий, в сущности, неизменна, а внутренние ресурсы у партий ограничены, велик соблазн оставить все в прежнем виде.

Число партий, представленных в облДуме, и соотношений сил между ними существенно не изменится.

Избрав новый депутатских корпус, партийные активисты и их сторонники получат еще один тайм-аут для решения внутренних проблем. В этом случае только протестная активность населения может вывести думскую систему из равновесия.

Одной из проблем, которая может привлечь к себе внимание граждан и гражданских активистов на выборах в областную Думу, является обеспечение их прозрачности и законности.

Как показывают дискуссии и круглые столы, организуемые Клубом экспертов Нижнего Поволжья, попытки решить эту проблему при помощи подготовки наблюдателей от партий и движений, а также привлечения профсоюзов имели место, но к видимым успехам не привели.

Активизировать общественное мнение могут и проблемы, определяющие, по опросам социологов, социальное самочувствие граждан.

На смену плохим дорогам здесь пришло достаточно острое недовольство организацией регионального здравоохранения, проблемы с образованием детей в школах, нехватка рабочих мест, дающих достойную зарплату.

Напряженное ожидание с начала января 2019 года новых налоговых ставок, тарифов на услуги ЖКХ, роста цен и иных «сюрпризов» федеральной власти при отсутствии убедительного обоснования этих мер и ощутимых для граждан усилий региональной власти «амортизировать» удар свыше, может заметно радикализировать протестные настроения и оказать влияние на результаты выборов.

Александр СТРИЗОЕ, профессор ВолГУ.

Источник: Брифинг Клуба экспертов.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов