ГОД ДВОЙНОГО ЭКЗАМЕНА ДЛЯ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

Александр СТРИЗОЕ

Уходящий 2018 год для нижневолжских регионов можно назвать годом двойного экзамена. В каждом из них региональная власть и ее первые лица сдавали два экзамена: перед властью федеральной и перед населением региона. Первые итоги этих испытаний ясны уже сейчас.

Республика Калмыкия

В «отличники», по итогам «экзаменов», можно записать, пожалуй, только главу Республики Калмыкия Алексея ОРЛОВА: в непростых экономических условиях он смог заметно увеличить республиканский бюджет, главным образом за счет более эффективной работы сельского хозяйства.

Это позволило полностью и своевременно выполнить обязательства региона перед федеральным бюджетом и с большим основанием претендовать в 2019 году на новые и, заметно, большие, чем прежде, федеральные инвестиции.

Завершенная в начале 2018 года Алексеем ОРЛОВЫМ работа по обновлению муниципальной власти и региональной организации «Единой России» дали неплохие результаты на выборах в Народный Хурал (парламент) республики: большинство, полученное партией власти, означает, по сути дела, поддержку населением курса главы республики, возглавлявшего партийный список.

При этом постоянные встречи ОРЛОВА с активистами, лидерами общественных организаций и журналистами, «прямые линии» с гражданами неизменно демонстрируют его контакт и взаимопонимание с жителями столицы и всех районов республики.

В актив Алексею ОРЛОВУ можно записать и то, что имидж Калмыкии как в глазах федеральных чиновников и крупного бизнеса, так и с точки зрения жителей республики, имеющих иную, внутреннюю, оптику наблюдения, стал более ясным, позитивно-привлекательным.

Сегодня Калмыкия пока не может похвастаться масштабными по российским меркам стройками и инфраструктурными проектами, но власти последовательно создают инфраструктурные предпосылки для будущего экономического роста, развивая транспорт, укрепляя социальную сферу, решая проблемы обеспечения водой, газом, электроэнергией.

Косвенным показателем позитивных сдвигов является то, что Степная республика включена практически во все возможные при имеющихся ресурсах федеральные программы и проекты. 2019 год должен стать годом закрепления достигнутого и дальнейшего наращивания социально-экономического потенциала Калмыкии. Одной из гарантий этого могут стать предстоящие в 2019 году выборы главы республики.

Волгоградская область

Твердые положительные оценки получил в федеральном центре и волгоградский губернатор Андрей БОЧАРОВ. Ему удалось достигнуть серьезных позитивных результатов и в выстраивании региональной власти и управления, и в изменении облика регионального центра, решении некоторых много лет копившихся проблем.

Во-первых, заглушив сотрясавшие волгоградскую политико-управленческую элиту конфликты, губернатор добился от чиновников и депутатов стабильной, устойчивой работы. Попытки столичных «гастролеров» от оппозиции раскачать ситуацию успеха не имели. Сегодня на политическом поле у действующего губернатора практически нет соперников по влиянию.

Во-вторых, Андрей БОЧАРОВ регулярно поддерживал контакты с федеральными структурами власти и управления, получая от них не только благосклонное внимание, но и реальные средства.

В-третьих, губернатору удалось сохранить стабильные и конструктивные отношения с сильным и опытным региональным политиком и администратором — главой второго по величине города региона Волжского Игорем ВОРОНИНЫМ.

300-тысячный город-спутник имеет немалые проблемы и серьезные бюджетные амбиции. При этом в ситуации, когда крупные предприятия Волгограда переживают период кризиса и упадка, значительное число предприятий Волжского работает, наполняя бюджет.

Заметим, что при всех разговорах о «крутом нраве» полковника-губернатора, Андрей БОЧАРОВ сумел избежать каких бы то ни было публичных политических конфликтов и скандалов.

Если подтвердятся сведения телеграмм-каналов об отставке главы областного Следственного комитета Михаила МУЗРАЕВА, имевшего значительное влияние на решение большинства проблем региона, авторитет БОЧАРОВА и сила его влияния еще более укрепятся[1].

Говоря о социально-экономических изменениях, отметим, что волгоградский губернатор сыграл заметную роль в подготовке города к проведению Чемпионата мира по футболу, в освоении выделенных на это средств, в ощутимом улучшении качества городских дорог, развитии транспортной инфраструктуры и рекреационных зон.

Важно, что произошедшие в Волгограде изменения видны не только тем, кто уехал из города и давно в нем не бывал, но и самим жителям.

Однако впереди у губернатора Андрея БОЧАРОВА назревшая необходимость решить главную экономическую проблему областного центра — реанимацию и реконструкцию крупнейших заводов, дававших ранее работу сотням тысяч волгоградцев. В прошлом – неудачная попытка сохранить «Химпром», сегодня — участие БОЧАРОВА в решении судьбы «Красного Октября».

Какой из заводов станет площадкой реконструкции, а может быть, и точкой роста в 2019 году? Без этого вряд ли возможно говорить о переходе экономики региона в «новую лигу», который считает актуальным для России Владимир ПУТИН. В общем, волгоградцы могут поставить главе региона если не высшую, то твердую положительную оценку на экзамене по соответствию своему статусу.

Сами волгоградцы это, правда, не всегда замечают: они убеждены в том, что все в регионе безысходно плохо, безнадежно и бесперспективно.

Повседневная жизнь дает в подтверждение этому выводу немало аргументов, однако с подобными аргументами сталкиваются все россияне. И везде они возникают не по мановению воли губернаторов, а как неизбежное следствие плохой работы аппарата всего управления, ограниченности и алчности чиновников всех уровней.

Вот почему есть все основания считать, что большую долю ответственности за существующие проблемы следует возложить не столько на все «очерняющих» и нагнетающих страсти журналистов, сколько на аппарат исполнительной власти и представляющих его в политике функционеров «Единой России».

Волгоградские единороссы вряд ли являются здесь исключением: в уходящем году они заметно ослабили свою политическую активность, избегали открытых политических дебатов.

Часто активность «партии власти» сводилась к оправданию готовящихся или принятых Государственной Думой ФС РФ и Правительством России решений.

Можно, конечно, считать эту оценку ошибочной. Но тогда откуда взялось заявление лидера партии Дмитрия МЕДВЕДЕВА с требованием «вернуть партии доверие избирателей»?

В уходящем году среди волгоградских «единороссов» не появилось новых ярких политических фигур, да и старые, честно говоря, в большинстве своем не были убедительны.

Очевидно, что призыв Владимира ПУТИНА на завершающей год пресс-конференции искать новых лидеров общественного мнения как никакой другой актуален для волгоградских представителей и сторонников «Единой России».

Тем более, что партийная кампания на выборах в городские Думы Волгограда, Волжского и Камышина оказалась необычайно скромной, а явка была минимальной.

Впереди выборы в Волгоградскую областную Думу, которые традиционно привлекают к себе значительное внимание. Вряд ли тяготы повседневной жизни сделают волгоградского избирателя благодушным и покладистым к кандидатам в депутаты.

Подводя итоги года, можно предположить, что оценка населением волгоградских чиновников вряд ли будет положительной.

Астраханская область

Однако наиболее проблемным регионом Нижней Волги в 2018 году стала Астраханская область. В последние годы, в период руководства Александра ЖИЛКИНА, мы были свидетелями динамичного развития ее областного центра, повышения его статуса в социально-экономической и общественно-политической жизни страны.

Отставка прежнего губернатора обнажила финансовые проблемы области и ее центра, которые обострили все тяготы повседневной жизни, характерные для большинства регионов страны.

Похоже, астраханцам предстоит в новом году по-иному взглянуть на свой регион, его реальные проблемы, возможности и перспективы.

Новый губернатор Сергей МОРОЗОВ не знаком с регионом и ему предстоит достаточно длительный и, как показывает волгоградский опыт Сергея БОЖЕНОВА и Андрея БОЧАРОВА, непростой период адаптации.

Ключевыми моментами здесь могут стать способность МОРОЗОВА опереться на компетентные и эффективные местные кадры, добиться видимых улучшений в жизни областного центра и, конечно, оздоровить финансовую ситуацию.

Не следует забывать, что местные оппозиционеры могут опереться на яркого политического лидера, пользующегося поддержкой общественного мнения — депутата ГосДумы Олега ШЕИНА. Это создает в Астрахани качественно иную политическую и электоральную ситуацию, чем в Калмыкии и Волгоградской области, где не просматриваются сильные оппозиционные лидеры, способные конкурировать с главами регионов.

Очевидно, что по итогам года руководство Астраханского региона не выдержало экзамен в федеральном центре и вряд ли может претендовать на положительную оценку населения, хотя его терпение и надежды пока не исчерпаны.

Новый 2019 год должен стать для Астрахани годом преодоления кризиса управления, годом заметной ротации команды областных, а возможно, и городских чиновников.

Уже весной можно будет подводить первые итоги работы нового главы региона. В декабре 2019 года эти итоги уже будут подводиться по «гамбургскому счету». Как, впрочем, и в других регионах Нижней Волги.

Александр СТРИЗОЕ, профессор ВолГУ.

Источник: Брифинг Клуба экспертов.

 

[1] Текст был подготовлен до 28 декабря 2018 года, когда Указом Президента России Михаил МУЗРАЕВ был освобожден от занимаемой должности.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов