УПРАВЛЯЕМАЯ ДЕГРАДАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

депутат_госдума

Несколько лет назад при ликвидации института избираемых прямым всеобщим голосованием мэров российских городов едва ли не более губернаторов радовались этому муниципальные депутаты. И потирали руки в предвкушении, как будут назначать сити-менеджеров, а те, подобно цирковым пуделям, прыгать пред ними на задних лапках. — Своего рода месть за годы пребывания в статусе «потешных полков» при градоначальниках.

Радовались, как показало развитие ситуации, не просто преждевременно, а совершенно напрасно: вслед за низведением мэров даже столиц регионов до уровня заведующих отделов областной/краевой администрации настала очередь и самих народных избранников. И теперь уже они сами оказались на положении дрессируемых пуделей. Обиднее вдвойне, что «сахарная косточка» и кнут в руках не только главы региона, но, зачастую, в руках главы города, формально находящегося в их подчинении.

Все чаще именно они (главы городов) по поручению и в интересах губернаторов проводят муниципальные выборы и формируют персональный состав представительных органов власти в т.ч. и под себя. Т.е. для депутатов ничего не изменилось в лучшую сторону, стало только хуже.

Все реже встречается с ними губернатор, перепоручая это малозначимое занятие своим заместителям, все меньше от них требуется знания Российского законодательства, основ управления территориями, принципов функционирования городских коммунальных систем и общественного транспорта, да и вовсе наличия здравого смысла.

Для коллективного нажатия по команде спикера кнопок устройств голосования большого ума не требуется. Востребованы исполнительность, умение подчиняться и держать свое мнение при себе.

Очевидно, что подобные коллизии в местном самоуправлении (МСУ) происходят не сами по себе. Значение и влияние МСУ на процессы сознательно опускается ниже плинтуса федеральным центром. Не встречая этому, за редким исключением, никакого сопротивления.

Более того, масса примеров почти в каждом субъекте, когда сами же муниципальные депутаты уподобляются литературной унтер-офицерской вдове, лишая себя содержания, транспорта, должностей и даже уменьшая собственную численность — безропотно голосуя за инициированные наверху изменения.

Возникает логичный вопрос: как могут подобные «народные избранники» отстаивать интересы своих избирателей, если они себя защитить не в состоянии? Правильно: никак!

Причем это касается не только представителей партии власти, но и т.н. оппозиции, кандидатуры на участие в выборах от которой согласовываются не только с курирующим внутреннюю политику вице-губернатором, но и тем самым сити-менеджером.

Неспроста «народные избранники» взято в кавычки. Без кавычек таковыми можно считать, пусть и с оговорками, депутатов-мажоритариев и тех списочников, кто во время выборной кампании возглавлял партийный список — общегородской или конкретного избирательного округа, т.н. «паровозов».

Когда же «паровоз» отказывается от мандата сам либо по «настоятельной просьбе» партийного руководства и вместо него заходит в муниципальную Думу мало кому из избирателей (да что там избирателей, даже местных политиков и экспертов) персонаж, то нет у него, по моему убеждению, нет никакого морального права говорить от имени избирателей — они его в Думу не делегировали.

Таковой мандатоносец может говорить разве что от имени партии, благодаря которой получил депутатский мандат. Если, конечно, после получения оного не сменил по-быстрому политической ориентации.

Вообще смешанная система на муниципальном уровне — нонсенс. Избиратели должны выбирать только мажоритариев, только конкретных людей. А число избирателей на каждого депутата должно быть меньше нынешнего, чтобы каждый гражданин мог иметь реальную возможность достучаться до своего депутата.

Возможно, дабы не плодить общегородских депутатов, стоит вернуть институт районных Дум, дав им название, например, Общественных. И пусть не Общественных Дум, а Общественных собраний или Общественных советов.

Данное мое предложение уже появлялось в одном из прежних брифингов и оно во многом солидарно с предложением Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) — пилотный проект в свое время реализовывался именно в Волгограде руководителем реготделения ВСМС — вице-спикером областного парламента Ириной СОЛОВЬЕВОЙ и был признан успешным.

Источник: Брифинг Клуба экспертов.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов