ПОЛЁТ ИЗ «ЛАГУТЕНКО» В «СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ» НЕ ВО СНЕ, А НАЯВУ

Народный политолог_135Государственные СМИ, включая основные телеканалы, радостно объявили о завершении первого этапа конкурса «Великие имена России». Его суть в том, чтобы присвоить 45 российским аэропортам, т.е. примерно каждому пятому, имя какого-либо выдающегося соотечественника.

Темпам, которыми реализуется затея, позавидовали бы ударники сталинских пятилеток. В начале октября прозвучала инициатива «очеловечивания» воздушных гаваней и был запущен сайт «великиеимена.рф», а уже 5 декабря предполагается подвести итоги и озвучить имена тех, кто победил в «народном голосовании».

Работа кипит вовсю. В списках уже числится свыше четырёх сотен персоналий, и они непрерывно пополняются: на втором этапе кандидатуры могут предлагать рядовые пользователи, надо только чтобы она получила поддержку 500 человек.

Диапазон чрезвычайно широк — учёные, писатели, актеры, великие и удельные князья, спортсмены, генералы и маршалы, святые РПЦ и т.д. и т.п. Кто-то из них известен далеко за пределами страны, кто-то — только в родном регионе.

Естественно, не обошлось без совпадений: сразу несколько городов пожелали назвать свои воздушные гавани именами Петра I, Екатерины II, Сергея КОРОЛЕВА, Антона ЧЕХОВА и, конечно же, Александра ПУШКИНА. Однако безусловным чемпионом стал Дмитрий МЕНДЕЛЕЕВ — на него претендуют сразу шесть аэропортов, включая питерское Пулково и столичное Шереметьево.

Видимо, того, что имя выдающегося ученого носит открытая им периодическая таблица химических элементов, станция метро в Москве и множество других объектов, кому-то показалось мало.

Изначальное ограничение не предлагать имена политиков новейшего времени было отменено, и в списке Екатеринбурга уже фигурируют экс-губернатор Эдуард РОССЕЛЬ и первый Президент России Борис ЕЛЬЦИН, Мурманска — последний император Николай II. А челябинские общественники попытались включить в свой перечень действующего главу государства. Правда, в итоге его там не оказалось, но, надо думать, «прогиб» был засчитан.

Не обошлось и без кандидатур, выдвинутых, скорее, «по приколу».

Иначе трудно объяснить появление в списке Владивостока лидера группы «Мумий Тролль» Ильи ЛАГУТЕНКО, а в списке Самары — футболиста Александра АНЮКОВА. Несмотря на неоднозначный имидж того и другого, критериям конкурса (благо, они весьма размыты) оба вполне соответствуют, к тому же являются местными уроженцами.

Формально организаторами проекта считаются общественные организации — Общество русской словесности, Русское географическое общество, Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество, Общественная палата.

Однако реальными закопёрщиками в прессе называют митрополита Псковского и Порховского Тихона (Георгий ШЕВКУНОВ), возглавляющего Патриарший совет по культуре, и его мирского коллегу,  неугомонного Министра культуры Владимира МЕДИНСКОГО. По крайней мере, именно они попытались разъяснить публике, зачем, собственно, всё это нужно. Вышло корявенько.

Так, МЕДИНСКИЙ, посетовав на то, что «никто не может вспомнить, как сейчас называются аэропорты в Перми и Екатеринбурге», предложил дать одному из них имя основателя этих городов Василия ТАТИЩЕВА.

Этим «никто» министр (вольно или невольно — другой вопрос) плюнул в душу пермякам и екатеринбуржцам (а их, между прочим, больше двух миллионов человек), которые прекрасно знают, что, возвращаясь домой из отпусков и командировок, они прилетают в «Большое Савино» и «Кольцово» соответственно.

Жители же других регионов, надо думать, с равной вероятностью не смогут вспомнить названия этих аэропортов, как бы они не назывались. И чем тогда «имени ТАТИЩЕВА» лучше, чем «Кольцово»?

Не отстал от министра МЕДИНСКОГО и митрополит Тихон, даром, что злые языки называют его духовником президента. Пытаясь обосновать необходимость присвоения имён людей аэропортам на конкретном примере, священнослужитель обидел жителей ещё двух городов.

По его словам, у аэропорта Воронежа «слишком лихое название — «Бесовец». При некотором желании действительно в этом наименовании можно углядеть некий сатанинский подтекст. Но вот беда: «Бесовец» — это аэропорт Петрозаводска, а воронежский называется «Чертовицкое». Такой топоним тоже, наверное, не вызывает симпатий у представителя РПЦ, но путать-то зачем?

Сглаживать неловкость пришлось секретарю Общественной палаты Валерию ФАДЕЕВУ, который пояснил, что в основе проекта лежит стремление поддержать интерес граждан к отечественной истории.

По его версии, «эта тенденция вызревала снизу, её разглядели наши исторические и географические общества и такую инициативу выдвинули». То есть получается, это люди захотели переименовать аэропорты.

Однако оказалось, что это не совсем так. Из исходного перечня подлежащих «очеловечиванию» хабов к концу первого этапа выбыли Пермь (там ещё год назад обсуждали вопрос о названии аэропорта и выяснили, что лучшим является нынешнее — «Большое Савино») и Иркутск (отложили до сдачи в строй нового аэровокзального терминала).

Правда, образовавшуюся «дыру» быстро залатали, включив в перечень «по просьбам граждан» Анадырь и Чебоксары, но сам факт её появления говорит о многом.

Впрочем, выбором аэропортов-участников программы претензии к организаторам не исчерпываются.

Одним из приведённых на сайте «великиеимена.рф» аргументов в пользу присвоения имён великих соотечественников воздушным гаваням являются ссылки на некую мировую тенденцию. Мол, на планете уже около двух сотен хабов, которые названы в честь кого-то. Из тех, что у всех на слуху, аэропорты Ла Гуардия и имени КЕННЕДИ в Нью-Йорке, Шарль де ГОЛЛЬ в Париже, Леонардо да ВИНЧИ в Риме и имени Бен-Гуриона в Тель-Авиве (куда же без него).

Кстати, есть они и в России. Открытый к Чемпионату мира по фуболу новый аэропорт в Ростове-на-Дону назван в честь атамана Матвея ПЛАТОВА, кемеровский носит имя Алексея ЛЕОНОВА — первого человека, вышедшего в открытый космос, ульяновский — историка Николая КАРАМЗИНА, барнаульский — космонавта №2 Германа ТИТОВА, а строящемуся хабу в Саратове уже присвоено имя Юрия ГАГАРИНА.

Однако, во-первых, говорить о том, что присвоение имен людей воздушным гаваням — всеобщая тенденция, будет серьезным преувеличением.

В мире работает несколько тысяч аэропортов, и подавляющее большинство из них названы местными топонимами (Орли в Париже, Схипхол в Амстердаме, Хитроу в Лондоне, Нарита в Токио, Емельяново в Красноярске и т.д.) или незамысловато воспроизводят название города, который обслуживают (например, аэропорт Франкфурт-на-Майне — к слову, крупнейший в Европе).

Во-вторых, некоторые имена могут вызывать нервную реакцию у гостей из других стран. Это у себя на Родине данный персонаж — герой и пример для подражания, а в иных странах к нему могут относиться не столь однозначно.

Например, аэропорт в Калькутте назван в честь видного борца за свободу Индии Субхаса Чандра БОСА. Правда, в этой борьбе он опирался на поддержку нацистов и их союзников японцев, занимаясь, в том числе формированием из индусов частей для вермахта и армии микадо.

А ведь есть ещё Ататюрк (Стамбул), Гейдар АЛИЕВ (Баку), те же Шарль де ГОЛЛЬ и Бен-Гурион. Где гарантия, что нечто подобное не получится у нас?

Конечно, всегда можно сказать, что на других нам плевать, но как тогда быть с утверждением, что одной из задач проекта является повышение привлекательности страны для иностранных туристов?

В-третьих, непонятно, как организаторы будут выкручиваться, если один и тот же человек победит в голосовании сразу в нескольких городах (на сайте это не разъяснено). Дадут одинаковые названия или проведут жеребьёвку?

Когда в середине 2000-х в Махачкале местному аэропорту присвоили имя знаменитого летчика Султана Амет-Хана, это вызвало недовольство крымчан. Героя Великой Отечественной войны считают своим и в Дагестане (отец был лакцем), и в Крыму (мать — татарка, родился в Алупке).

В 2015 году этим биографическим дуализмом воздушного аса попытались воспользоваться киевские власти, присвоившие имя АМЕТ-ХАНА аэропорту Симферополя. Затея была изначально тухлая, но некоторые бонусы, вроде бухтения в среде крымских татар, свидомые всё же от неё поимели.

Опять же, традиция давать имена аэропортам зародилась в США, о чём, кстати, прямо написано на сайте проекта. В нынешних непростых условиях обезьянить что-то у основных геополитических противников, наверно, не лучшее решение.

Ну, и наконец, остаётся открытым вопрос, зачем вообще понадобилась вся эта бодяга с переименованиями. И почему всё надо делать в столь большой спешке?

Объяснения организаторов про «приобщение граждан к отечественной истории» и просветительскую миссию критики исходно не выдерживают. О чём будет думать человек, прилетая в аэропорт имени Ильи ЛАГУТЕНКО или Леонида ГАЙДАЯ (вариант для Благовещенска)? Не об истории, это точно.

Не стоит забывать, что любое переименование — дело весьма затратное и хлопотное: надо внести изменения в карты, международные лоции, поменять кучу указателей и табличек. А кто будет отвечать за возможные ошибки пилотов, вызванные сменой привычных им кодов аэропортов? МЕДИНСКИЙ с ФАДЕЕВЫМ? Сильно сомневаюсь.

Правда, кое-кто из организаторов уже успел оговориться, что новые названия не будут отменять старые, они станут существовать параллельно — типа аэропорт Шереметьево имени Сергия РАДОНЕЖСКОГО. Не тронут и коды аэропортов, которые останутся прежними. Но тогда в чём вообще смысл затеи?

Если старое название никуда не исчезнет, то люди и будут использовать его, игнорируя именную приставку.

Впрочем, кое-какой практический смысл у проекта имеется. Так, РИА «Новости», ссылаясь на митрополита Тихона, сообщило, что «фасады аэропортов и их внутренний дизайн будут оформлены с отсылкой к выбранному персонажу… Появятся экраны, на которых будет рассказано об этом человеке, о его вкладе в историю России». Вот оно, оказывается, в чём собака-то порылась.

Понятно, что всё это великолепие появится не бесплатно. В этой связи политолог Федор КРАШЕНИННИКОВ заметил: «За чей счёт будет весь этот исторический карнавал — понять не сложно: аэропорты заплатят дизайнерам и поставщикам за навязанный им … ребрендинг, а потом повысят стоимость обслуживания самолетов, а значит, авиакомпании повысят стоимость билетов. В практическом смысле это будет единственный результат всей операции для жителей России».

Кроме того, возможно, устраивая возню с переименованиями аэропортов, организаторы рассчитывают хоть немного сбить накал общественного недовольства, вызванного пенсионной реформой и иными новациями правительства с депутатами.

Конечно, одного конкурса для этого не достаточно, но кто знает, что ещё придумают МЕДИНСКИЙ с коллегами в ближайшее время? Фантазии у них хватает: одна мемориальная доска Карлу МАННЕРГЕМУ в Питере чего стоила.

Впрочем, скорее всего, эффект от затеи «Великие имена России» будет обратным запланированному. Уж больно неоднозначное отношение в обществе к различным историческим деятелям, не говоря про современников.

Каким бы ни был результат, обязательно будут недовольные. Только представьте, что начнется, если вдруг победу в Екатеринбурге одержит не к ночи помянутый ЕЛЬЦИН… А ведь выдвижение кандидатур ещё не закончено, и в каком-нибудь региональном списке вполне еще может появиться имя Иосифа СТАЛИНА

Утешает лишь то, что наш народ к «народным голосованиям» относится с изрядной долей скепсиса: люди уверены, что, вне зависимости от их мнения, в итоге выберут тех, кого надо. Ведь неважно, как проголосуют, а важно, как подсчитают (между прочим, автором этого выражения является вовсе не Иосиф Виссарионович, а Наполеон III).

Многие в России до сих пор убеждены, что в конкурсе талисманов Олимпиады в Сочи победили народные фавориты Зойч и Стакаша, но ими стали Мишка, Зайка и Леопард. Так и с аэропортами будет.

Максим КОРНИЛОВ, «Народный политолог».

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов