К ВОПРОСУ О РОДНОМ ЯЗЫКЕ

Виталий АРЬКОВ_135Изучение родного языка должно начинаться не со школы и даже не с детского сада. Изучение родного языка должно начинаться с первых слов матери своему дитю и продолжаться в семье. А если внутри семьи не говорят по-калмыцки и не хотят этого делать, то выступать с возмущениями в адрес нового федерального закона о государственных языках национальных республик, по меньшей мере, некорректно.

И глава Калмыкии Алексей ОРЛОВ, отвечая на вопрос главного редактора национальной газеты «Хальмг Yнн» Менке КОНЕЕВА (и вопрос, и ответ, отмечу, прозвучали по-калмыцки) в рамках встречи с руководителями СМИ региона и представителями федеральных медиа, совершенно верно заметил, что для развития калмыцкого языка на первом месте — общение на нем внутри семьи и в быту, а уже только потом – изучение в образовательных учреждениях.

Ведь если ребенку вне стен школы не с кем и негде говорить по-калмыцки, то рано или поздно он начнет воспринимать родной язык как еще один иностранный.

Именно поэтому, и здесь я полностью согласен с коллегами-экспертами, указатели улиц, вывески государственных/муниципальных учреждений и частных компаний, объявления коммунальных служб на подъездах, а также наружная реклама должны быть билингвистчиными — чтобы родной язык сопровождал представителей титульного населения Калмыкии повсюду.

И не только их, к слову. Знаю немало жителей республики, не являющихся калмыками по национальности, но таковыми по духу, которые изучают калмыцкий язык самостоятельно и с педагогами даже во взрослом возрасте.

Во-первых, это дань уважение тем людям, на чьей земле ты живешь. Во-вторых, позволяет понимать, о чем говорят окружающие, убежденные в твоем незнании калмыцкого языка. В-третьих, это тренирует мозг и способствует саморазвитию.

Нередки случаи, когда стремление неносителя калмыцкого языка к его изучению и общению в своем кругу невольно подталкивает к общению на нем и совершенствованию владения самих носителей из числа его друзей, соседей и коллег.

Многие иностранные студенты, обучающиеся в Калмыцком госуниверситете или изучающие русский язык на подготовительном факультете параллельно изучают и калмыцкий язык. И это личный выбор, который можно и нужно приветствовать!

Знаю, что в Калмыкии один из самых высоких среди национальных регионов России уровень владения родным языком.

Проводится большое число очень интересных мероприятий стимулирующих его изучение среди носителей и неносителей, вызывающих неподдельный интерес и все возрастающее количество участников. Опыт Калмыкии в этом перенимают и другие субъекты Федерации.

Поэтому поднятый рядом общественных активистов шум в соцсетях и даже попытки провести митинги, полагаю, не имеет под собой причины. Это лишь удобный повод «прокачать» протест в свете как сентябрьских выборов депутатов Народного Хурала, так и запланированных на осень 2019 года выборов главы Степной республики.

К тому же организаторы всей этой шумихи оказались «в луже», когда выяснилось, что в принятом ГосДумой законе перевод государственных языков национальных республик из обязательной школьной программы в факультативную и не предполагался вовсе. О чем прямо заявил председатель думского комитета по образованию и науке Вячеслав НИКОНОВ.

То есть либо они сами невнимательно читали текст законопроекта, либо сознательно дезинформировали граждан республики, пытаясь нарушить общественный баланс откровенными фейками. К слову, это — излюбленный метод Запада в отношении России. Делайте выводы.

И напоследок пожелание: прислушайтесь к словам Алексея ОРЛОВА. Чтобы калмыцкий был не формально государственным языком Степной республики, а по-настоящему родным — разговаривайте на нем в семье и там, где это возможно. Станьте для своих детей хорошим примером еще и в этом.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов