ОБЕСПЕЧИТЬ ЕДИНСТВО ВЛАСТИ: ПЯТЬ ТЕЗИСОВ О ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЕ

ДМИТРИЙ ОРЛОВ

Пенсионная реформа неизбежна. Соотношение численности работающих и пенсионеров неблагоприятно, кроме того, оно постоянно ухудшается — и с точки зрения ожидаемых поступлений в Пенсионный фонд, и на фоне подобных соотношений в европейских странах.

Нигде в мире нет возраста выхода на пенсию, описываемого действующей у нас формулой «60/55». Продолжительность жизни населения выросла по сравнению с временами, когда этот возраст вводился, и вырастет еще.

Можно привести еще немало аргументов (и они приводятся правительством), но общая логика ясна: повышать возраст выхода на пенсию придется. Это не прихоть власти, а необходимость.

Оппозиция не смогла и не сможет оседлать возможную протестную волну. Большинство населения оценивает повышение пенсионного возраста негативно — это давно известно. Однако из этого не следует ни автоматическое возникновение масштабного протестного движения против такого решения, ни объединение оппозиции против власти.

Прошедшие в начале июля митинги далеко не везде были масштабными и практически не сопровождались политическими требованиями.

Конечно, еще предстоит общенациональная акция КПРФ по «пенсионному референдуму» в конце июля, но вряд ли она качественно изменит ситуацию. КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», ФНПР и Конфедерация труда действуют раздробленно.

«Опрокинуть» правительство, создав коалицию против него, проведя масштабные общенациональные акции и добившись внеочередных парламентских выборов, на которых лишить «Единую Россию» большинства в Думе — такой сценарий сегодня просто невероятен.

К тому же падение рейтингов Президента России и «Единой России» прекратилось, а на минувшей неделе они даже незначительно выросли. Не исключено, что их позитивная коррекция продолжится. Рост рейтингов КПРФ и ЛДПР был незначительным, и он уже остановился.

Мой прогноз: кандидаты от этих партий на выборах в региональные законодательные собрания на фоне заявленной пенсионной реформы могут незначительно улучшить свои результаты по сравнению с изначально ожидавшимися. Невеликий приз.

Формат дискуссии о пенсионной реформе: рамки заданы. Дискуссия о пенсионной реформе идет сегодня везде. Однако реальное влияние на окончательный текст закона может оказать только профессиональная дискуссия. Площадки «Единой России» (Социальная платформа партии, дискуссия в регионах, проходящая со 2 по 30 июля), очевидно, как раз и служат основой такой дискуссии.

Ясно, что «Единая Россия», собирая предложения и коррективы к правительственному законопроекту, действует тем не менее солидарно с правительством.

Само понятие «предпенсионный возраст», трудовые и медицинские гарантии, реальное повышение пенсий — все это и многое другое обсуждается именно на площадках правящей партии.

К тому же в них принимают участие известные специалисты: представители профильных министерств и ведомств, парламентские деятели, давно работающие по этой теме (Андрей ИСАЕВ, Галина КАРЕЛОВА, Ольга БАТАЛИНА, Валерий РЯЗАНСКИЙ), эксперты в сфере социальной политики.

В продвижении пенсионной реформы власть должна быть единой. Законопроект о пенсионной реформе внесло правительство, региональные законодательные собрания должны в соответствии с законом дать законопроекту оценку.

Судя по динамике решений, которые принимают региональные парламенты, их будет вполне достаточно для одобрения законопроекта Государственной Думой ФС РФ в первом чтении. К тому же ни одного негативного решения нет.

Утечки из недр думского аппарата про неточно оформленные и тем более неверно принятые акты региональных законодательных собраний, на мой взгляд, не стоит воспринимать всерьез — трудно предположить, что в региональных парламентах (и содействующих процессу сбора отзывов федеральных структурах) нет квалифицированных юристов.

Однако общественное мнение довольно тревожно, в 27 регионах 9 сентября проходят выборы, и у депутатов на местах должна быть известная свобода формата в принятии оценивающих решений по этому законопроекту. В рамках закона, конечно.

Право на «большой маневр» по пенсионной реформе есть только у президента. Моноцентрическая политическая система, существующая в России, предполагает, что важнейшие решения принимаются субъектом, находящимся в ее ядре и располагающим общественным доверием, — президентом.

В этом смысле и реальная субъектность есть только у него. Остальные (некоторые) игроки обладают лишь автономией различного масштаба и характера.

Ясно, что при принятии решений, подобных решению о повышении пенсионного возраста, автономия игроков, которые ею так или иначе располагают, не расширяется, как можно было бы (весьма наивно) предположить, а сужается.

На мой взгляд, окончательная конфигурация пенсионной реформы будет отличаться от правительственного законопроекта, который внесен в Думу и будет рассмотрен на следующей неделе. Однако как именно отличаться — решит президент. И ему не стоит в этом мешать.

Дмитрий ОРЛОВ, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК).

Источник.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов