СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ: ПЕРВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

АЛЕКСАНДР СТРИЗОЕ_135Три региона Нижней Волги — Республика Калмыкия, Волгоградская и Астраханская области — встретили 2018 год в сходных условиях. Все они не являются регионами-донорами федерального бюджета и могут ожидать лишь финансовой благосклонности Центра.

Она в условиях затянувшегося кризиса и постепенно нарастающей усталости населения играет решающую роль в достижении стабилизации накануне президентских выборов.

В отношениях с этими регионами федеральный центр не имеет ни долгосрочных стратегических проектов, ни особых интересов, обещающих вложения в ближайшей перспективе.

Сложные природно-климатические условия не позволяют создать в этих регионах, за исключением отдельных локальных пространств, высокоэффективного сельского хозяйства и зажиточного села, как в Ростовской области или Краснодарском крае.

Однако за последний год главы Калмыкии, Волгоградской и Астраханской областей предприняли комплекс мер для улучшения ситуации на своих территориях, стабилизации системы региональной власти и управления. Любопытно сравнить избранные ими варианты действий.

Калмыкия_135Глава Калмыкии Алексей ОРЛОВ сделал ставку на использование внутренних резервов регионального сообщества. В национальных республиках к ним можно отнести, прежде всего, этно-территориальную идентичность, органической частью которой является приверженность традиционным видам хозяйственной деятельности.

Алексей ОРЛОВ усилил полномочия местных органов власти, передав в их распоряжение достаточно большой земельный фонд, а вместе с ним и функции контроля за его использованием, уплатой налогов, обеспечения сельского населения качественной водой.

Минувший 2017 год стал в Калмыкии годом кардинального обновления корпуса местных депутатов и глав муниципальных образований.

Тем самым экономический курс на рост эффективности животноводства получил мощную административную поддержку на местах. Параллельно с этим усилиями главы республики многие региональные проекты получили федеральную поддержку.

В Калмыкии сложилась практика постоянно общения главы с представителями разных слоев населения, общественностью, депутатами всех уровней.

Режим диалога региональной власти и общества стал, на наш взгляд одним из факторов социально-экономической стабилизации, существенного снижения за прошедший год дотационности бюджета Калмыкии.

Астрахань_135Губернатор Астраханской области Александр ЖИЛКИН в своей стратегии управления регионом умело использовал для привлечения инвестиций и внимания федерального центра, с одной стороны, 300-летний юбилей Астраханской губернии, с другой — роль региона как драйвера политики России в Каспийском регионе.

Результатом внимания властей к реконструкции объектов исторического наследия и к развитию культуры стало то, что в 2017 году Астрахань вошла в число 25 городов России, наиболее привлекательных для развития туризма.

Важным достоинством губернатора региона является способность действовать на нескольких направлениях.

Среди них — развитие переработки сельхозпродукции, поддержание конструктивного диалога с работающими в регионе нефтяниками и газовиками, дающими треть валового регионального продукта, включение Астрахани в общенациональную повестку дня, превращение ее в место регулярных российских и международных встреч ученых и деятелей культуры, представителей стран каспийского сообщества.

Отличительной чертой Астраханского региона является то, что наряду с губернатором в его политической жизни значительную и в целом конструктивную роль играет лидер местной оппозиции Олег ШЕИН. Хорошо зная местные проблемы, он умело оппонирует власти, избегая деструктивных конфликтов с ней.

Как показал 2017 год, постоянное присутствие альтернативы в региональной политике делает призрачными шансы заезжих гастролеров от оппозиции раскачать ситуацию в регионе.

герб волгоградской областиВ 2017 году стали ощутимы результаты деятельности волгоградского губернатора Андрея БОЧАРОВА. Важнейший из них — стабилизация ситуации в региональной элите, прекращение разрушительного для региона противостояния руководства области и областного центра.

При этом любопытно, что при отсутствии выраженной оппозиции губернатору на фоне множества социально-экономических проблем Волгограда сторонники Алексея НАВАЛЬНОГО не смогли мобилизовать сколько-нибудь заметный протестный потенциал.

В актив Андрею БОЧАРОВУ можно записать и то, что, адаптировавшись в отличие от своих предшественников к местным проблемам, он в максимально возможной мере связал решение некоторых из них с федеральной программой подготовки Волгограда к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

Наконец, в 2017 году благодаря лоббистским усилиям волгоградского губернатора интерес к региональному центру стали проявлять представители столичных фирм и российских финансово-промышленных групп.

Позитивными подвижками отмечены и контакты губернатора с общественностью: последовательный курс на смену не справляющихся с работой администраторов был дополнен практикой губернаторских посланий и обращений с разъяснением собственной стратегии, представлением губернаторской команды и перспектив развития региона.

Как видим, региональные руководители Нижней Волги добились заметных для общественного мнения конструктивных результатов в своем диалоге с федеральной властью.

С другой стороны, стабилизация социально-экономической и политической ситуации в регионах в непростых условиях кризисного развития страны была в немалой мере обеспечена диалогом региональной власти с общественностью.

2017 год показал, что добиться серьезных социально-экономических сдвигов на местах трудно без апелляции руководителей к исторической памяти граждан и региональной идентичности.

Конструктивной тенденцией во всех нижневолжских регионах стало привлечение к принятию решений регионального экспертного сообщества.

Развитие каждого региона Нижней Волги в 2017 году выявило общие проблемы, с которыми неизбежно столкнутся их руководители и органы власти: обеспечение притока инвестиций, использование выгодного геополитического положения, необходимость кардинальной перестройки муниципальной власти. Пока эти проблемы в Волгограде, Астрахани и Элисте решаются изолировано друг от друга.

В 2017 году наметилась тенденция к оживлению межрегиональной кооперации в решении проблем развития туризма, энергетики, переработки сельхозпродукции. Хорошие перспективы может иметь начало выращивания хлопка в Астраханской области для реанимации Камышинского хлопчатобумажного комбината. Эта кооперация способна сыграть значительную роль в укреплении экономики Волгоградской и Астраханской областей, а также Калмыкии.

В то же самое время во всех регионах Нижней Волги и их региональных центрах есть серьезные проблемы экономического развития, городского хозяйства, муниципального управления. Постоянного внимания требует аграрный сектор и занятое в нем сельское население.

Важнейшими для оживления экономики всех регионов являются инфраструктурные проекты. Эти задачи могут объединить в 2018 году усилия региональных лидеров, органов власти и управления, общественности Нижней Волги. Это повысит статус нижневолжских регионов в российской политике, что в конечном итоге скажется на росте благосостояния и улучшении качества жизни населения.

Источник: Брифинг Клуба экспертов.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов