Минувшим летом в ходе встречи с Президентом России Владимиром ПУТИНЫМ глава Калмыкии Алексей ОРЛОВ получил от него согласие на включение проекта реконструкции стратегически важной для региона автотрассы Элиста-Волгоград в специальную правительственную программу.
Сооружение современного четырехполосного автобана с качественным освещением и разделительными отбойниками, с высокой пропускной способностью автомобилей, позволит Калмыкии интегрироваться в новую транспортную схему на юге России, которая возникнет с введением в эксплуатацию трассы «Таврида» и Крымского моста.
И вот уже в ноябре в Степной республике вновь заговорили о возможности строительства железнодорожной линии Элиста-Волгоград протяженностью 260 км.
Как известно, данный проект включен в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», утвержденную Правительством России в 2008 году.
Стоимость проекта в актуальных на тот моментах ценах составляла 23 млрд рублей. Но даже сейчас, спустя почти десятилетие, свободных средств для этого в республике нет — это без малого три годовых бюджета Калмыкии.
«К тому же важно понимать, что только пассажирские перевозки по данному направлению с социально ориентированными ценами на билеты будут однозначно убыточны для «РЖД», что можно наблюдать сегодня на примере направления Элиста-Дивное. Для бюджета республики также, на мой взгляд, есть более перспективные направления, нежели компенсация выпадающих доходов железнодорожному монополисту. Это и продолжение программы обеспечения качественной питьевой водой, и поддержка развития животноводства, и возрождение орошаемого земледелия», — считает руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS Виталий АРЬКОВ.
При этом он выссказал солидарность с позицией своего коллеги по Экспертному совету по социально-экономическим вопросам при Правительстве Республики Калмыкии и Клубу экспертов Нижнего Поволжья — профессора Волгоградского госуниверситета Александра СТРИЗОЕ, что окупить все затраты на строительство и содержание ж/д участка Элиста-Волгоград могла бы транспортировка по нему различных международных грузов.
Однако для этого, высказывает убежденность специализирующийся в т.ч. на Южном Кавказе и государствах Каспийского региона российский эксперт, необходимо включение Элисты в бурно развивающиеся в настоящее время международные транспортные коридоры «Восток-Запад» и «Север-Юг» — географическое расположение столицы Калмыкии весьма удачно с этой точки зрения.
«Строительство дороги из Элисты в Волгоград может быть оправдано лишь при условии ее продления до Минеральных вод. Это даст возможность открыть дублирующий основной железнодорожный ход из Центральной России через Ростов-на-Дону на Кавказ. Поезда пойдут из российского центра через Грязи-Поворино-Волгоград-Элиста на юг с возможностью выхода в Азербайджан и Иран. Кроме того, пассажиропоток из разных регионов России (в частности, Урал и Сибирь) на Минводы является достаточно большим, чтобы оправдать затраты на железнодорожное строительство и эксплуатацию этой трассы. Есть еще один вариант: строить железную дорогу из Элисты в направлении Кизляра с возможным выходом на Лагань, Махачкалу и Баку», — пояснил Александр СТРИЗОЕ.
Все эти трассы, по мнению Александра Леонидовича, можно использовать и для грузоперевозок, в частности, овощей и фруктов, с юга на север, заменив современными вагонами-рефрежираторами почти полностью изношенный и небезопасности для других участников движения грузовой автопарк Дагестана и всего Северного Кавказа.
Как отмечает профессор СТРИЗОЕ, развитие железных дорог — действительно ключевая проблема подъема экономики Калмыкии. При этом он убежден: строить дороги надо так, чтобы они приносили прибыль бюджету республики. Это возможно лишь в случае устойчивого грузооборота и транзита грузов.
«Такой транзит легче обеспечить, продолжив железную дорогу из Элисты к Астрахани, что давало бы возможность соединить железные дороги Казахстана с российским портом Новороссийск (Астрахань-Элиста-Дивное-станция Кавказская (Кропоткин)-Краснодар-Новороссийск). Этот ход может быть частью международного транспортного коридора Восток-Запад», — подчеркнул Александр СТРИЗОЕ.
Собеседник выразив уверенность в скором начале реализации проектов по одному или сразу нескольким направлениям, т.к. вовлеченность юга России в целом и Нижнего Поволжья в частности в крупные трансевразийские транспортные коридор очевидна.
Фото: AsiaRussia.