Политические тенденции, которые мы сейчас наблюдаем на федеральном уровне и, как следствие, в субъектах Федерации, связаны с заменой губернаторского корпуса качественно новым форматом руководителей.
Это не просто приход технократов к власти в российских регионах, это некая новая волна. К губернаторам подходят как к взаимозаменяемым фигурам.
Раньше, например, в период прямых выборов глав регионов, а далее в цикле так называемых «назначенцев», глав все равно пытались подобрать из числа местных политических элит. Такой руководитель должен был обладать неким безусловным рейтингом внутри региона, а сам рейтинг — отражать былые заслуги персоны.
Назначались те фигуры, которые могли бы даже самостоятельно провести избирательную кампанию. В общем, личный рейтинг был основополагающим, важным фактором при выборе кандидатуры губернатора.
Сегодня электоральные симпатии к главе субъекта на территории и привязка к ней оказались не столь важны. На первом плане — уверенность федерального руководства в том, что губернатор является эффективным менеджером.
Это должен быть человек с опытом системного управления. А его яркость не только не ценна, но складывается впечатление, что она является отрицательным моментом. Не нужны харизматики — нужны менеджеры.
Именно с этим фактором связаны некоторые проблемы новых региональных начальников — им все равно надо выходить на выборы, к которым, в силу своего склада, они не готовы. Это те, кто находился на вторых ролях и в тени процессов, хотя, возможно, даже как-то влияли на них. Я бы назвал эту тенденцию менеджерской и антипопулистской.
С точки зрения федерального руководства — главное, чтобы во главе региона находился человек ответственный, а с избирателем, как говорится, стерпится-слюбится.
Перед президентской кампанией Москве нужны свои надежные люди и уверенность в том, что они обеспечат поддержку федеральному центру.
Сергей СТАРОВОЙТОВ, руководитель федеральной экспертной сети «Клуб регионов».
Источник: ЦИК «Рейтинг».