Регионы Нижней Волги — Астраханская и Волгоградская области и Республика Калмыкия — не принадлежат к числу лидеров в разнообразных политических и экономических рейтингах. Они не являются центрами высокотехнологичного промышленного развития, всероссийскими житницами, регионами с высокой плотностью населения.
Несмотря на заметные этнокультурные различия, объективное пространство маневра в условиях кризисного развития в этих регионах примерно одно и то же. Оно ограничено участием в федеральных программах, обеспеченных гарантированным финансированием, сотрудничеством с крупными российскими и международными финансово-промышленными группами (ФПГ) и кампаниями, действующими в регионах, развитием инфраструктуры, повышающим инвестиционную привлекательность территорий, а также использованием своего геополитического положения.
Тем интереснее для экспертов и журналистов те стратегии регионального развития, которые разрабатывают и реализуют региональные элиты и их лидеры — главы регионов. Их эффективность может быть оценена способностью глав регионов и региональных элит использовать весьма скромные возможности, умножая собственный потенциал средствами федерального бюджета, капиталом российских ФПГ, ресурсами гражданской активности и межрегиональной интеграции.
Глава Астраханской области Александр ЖИЛКИН предпринял попытку выстроить стратегию регионального развития, используя, прежде всего, федеральные политические и пропагандистские тренды.
В духе доминирующей в официальных СМИ державно-патриотической риторики находится одно из главных событий в жизни региона в 2017 году — празднование 300-летия Астраханской губернии.
Действительно, прошлое Астрахани как губернского центра Российской империи XVIII-XX веков гораздо богаче прошлого уездного Царицына или Калмыкии, лишенной вековых традиций городской жизни.
Кроме того, статусные заслуги и преимущества всегда ценились и в российском общественном мнении, и в сознании российской политической элиты. Уже поэтому ожидания астраханских властей повышенного внимания федерального центра к местным запросам и нуждам, а значит и их финансирование вполне обоснованы.
С попыткой использовать свой статус крупнейшего в России города — порта на Каспийском море связаны и усилия региональной элиты по проведению в Астрахани выездного совещания МИД России по каспийской проблематике, третьего по счету Каспийского медиафорума, а также Международного технологического форума.
Позиционирование Астрахани как «каспийской столицы» России в немалой мере является заслугой действующего губернатора. Равно как и его последовательная линия на укрепление двадцатилетнего сотрудничества с Каспийским трубопроводным консорциумом («КТК-Р»). Проекты «КТК-Р», реализуемые на месторождениях Северного Каспия, важны для России и Казахстана: они дают новые рабочие места, обеспечивают налоговые поступления в бюджет.
Александр ЖИЛКИН всегда подчеркивал социальную ориентированность компании: «За годы нашего совместного сотрудничества «КТК-Р» направила на благотворительность более 600 млн рублей. Это позволило нам реализовать многие проекты в социальной сфере». Сумма средств, выделяемых Астраханской области со стороны «КТК-Р» в 2017 году — свыше 250 млн рублей.
Показательны усилия губернатора в поддержке региональной науки, инноваций и высшей школы. Весьма скромный по российским меркам Астраханский госуниверситет с пуском нового корпуса в этом году заметно преобразился. Астраханская область стала одним из первых регионов России, в котором появился центр кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Созданы четыре кластера российского значения, — аквакультуры и рыбного хозяйства, судостроения, туризма, IT-технологий, которые в перспективе могут стать точками опережающего развития, опирающегося на имеющийся в области научно-технологический потенциал.
Такая стратегия астраханского губернатора на интенсивное продвижение позитивного имиджа региона, подкрепленная реальными достижениями в различных сферах жизни, может превратить столицу области в центр развития всего юга России, стимулируя в перспективе процессы обновления и в регионе в целом.
В более сложной ситуации находится сегодня глава Калмыкии Алексей ОРЛОВ: потенциал республики заметно ниже ее соседей, а в ряде случаев она зависима от них в вопросах обеспечения повседневной жизни.
Сделав ставку на развитие традиционной отрасли сельского хозяйства (животноводства) и использование основного потенциала республики — земли и этнически консолидированного населения, Алексей ОРЛОВ смог разработать и последовательно реализовать комплекс мер социально-экономической политики и управления.
Объявив о новом формате работы республиканского правительства и регионального отделения «Единой России» глава Калмыкии открыто заявил, что лишь при подключении федерального финансирования можно достигнуть видимых для граждан перемен в решении социально-экономических проблем региона.
Как и астраханские соседи, власти Степной республики ведут активный диалог с Каспийским трубопроводным консорциумом, привлекая его к решению социальных проблем.
Следует подчеркнуть, что по сравнению с регионами-соседями у Алексея ОРЛОВА гораздо больше шансов рационально, с большей эффективностью использовать выделенные из центра и мобилизованные на местах средства.
За прошедший год в Калмыкии в ходе местных выборов не только кардинально обновился состав муниципальных депутатов и глав поселений, но и изменился формат их работы.
Местные власти получили большую самостоятельность в решении проблем землепользования, а также ряде связанных с этим вопросов. Обновление состава и практики деятельности муниципальных властей сделало их работу более прозрачной, а значит и эффективной.
Тот факт, что Алексей ОРЛОВ представлял Россию в дискуссии по проблемам местных сообществ в Совете Европы, означает признание Москвой успехов главы Калмыкии в наведении порядка в аппарате управления, что напрямую связано с качеством использования явно недостаточных бюджетных средств.
Важным достижением Алексея ОРЛОВА является его политика открытости контактов в международном и межрегиональном сотрудничестве.
Недавно состоявшиеся переговоры с итальянскими бизнесменами показали возможность обойти санкции, наладив сотрудничество в переработке сельхозпродукции и продукции животноводства, создании совместного строительного консорциума, общих туристических проектах и т.д.
Активную позицию занимает глава Калмыкии и в сотрудничестве с Волгоградом и Астраханью в сфере туризма, что также способствует интеграции имеющихся потенциалов и выходу на качественно новый уровень оказания услуг.
Деятельность Алексея ОРЛОВА показывает, что при минимуме статусных ресурсов, природного и экономического потенциала, позитивная динамика изменений может быть обеспечена за счет оптимизации управления и внешней интеграции.
Губернатор Волгоградской области Андрей БОЧАРОВ возглавляет регион, обладающий разносторонним, причем самым значительным, потенциалом на Нижней Волге.
Сложность формирования стратегии развития связана в Волгограде, во-первых, с накопившимися за многие годы проблемами мегаполиса, во-вторых, с многолетней практикой безразличного отношения региональной элиты к выработке такой стратегии и определению перспектив области и его центра, а, в-третьих, с отсутствием сильных и общепризнанных лидеров, тесно связанных с регионом.
Оказавшись в подобной ситуации, Андрей БОЧАРОВ смог в начале своей деятельности опереться на доверие граждан, активно использовать свои лоббистские возможности в федеральном центре, включить регион в ряд масштабных федеральных программ, главная из которых — подготовка к Чемпионату мира по футболу в 2018 году.
Ее реализация предполагает и модернизацию десятилетиями запущенной транспортной инфраструктуры Волгограда, и развитие инфраструктуры туризма, городского хозяйства и благоустройства.
Включившись в объявленный Президентом России Год экологии в России волгоградцы, с одной стороны могут рассчитывать на федеральное финансирование проблем, связанных с очисткой Волги и Волго-Ахтубинской поймы, с другой, — улучшить ситуацию с обеспеченностью водой и ее качеством, стоками, загрязнением воздуха, очисткой территории мегаполиса от мусора.
При всех трудностях выстраивания диалога с бизнес-сообществом и аграриями, волгоградский губернатор смог достичь определенного взаимопонимания в определении приоритетов развития, а в сфере промышленности даже добиться позитивных перемен на отдельных предприятиях (Волгоградский алюминиевый завод) и производственных площадках.
Тем не менее, энергичные усилия губернатора не отменяют необходимости оптимизации региональной системы управления, особенно в городе Волгограде и муниципальных образованиях, не снижают остроты проблемы борьбы с коррупцией, не могут заменить открытый диалог чиновников всех уровней с гражданами.
При отсутствии конструктивных сдвигов в этих направлениях одного желания и воли губернатора может оказаться недостаточно для закрепления наметившихся к 2017 году позитивных перемен.
Как видим, при значительном сходстве пространства маневра для губернаторов трех регионов Нижней Волги каждый из них декларирует и осуществляет свою специфическую стратегию привлечения ресурсов в регион и использования имеющегося в нем потенциала.
Хотя эта специфика связана с личными особенностями и стилем руководства, а также с отношениями губернатора, региональной элиты и рядовых граждан, одним из решающих факторов получения ресурсов и доступа к ним во всех случаях является устойчивый контакт главы региона с федеральным центром.
Использование полученных ресурсов, как показывает опыт не только Нижней Волги, но и всех российских регионов, напрямую зависит от качества и прозрачности функционирования аппарата власти в региональном центре и в муниципальных сообществах.
Источник: Брифинг Клуба экспертов.