ОЖИДАТЬ ЛИ РЕГИОНАМ БЮДЖЕТНОГО КНУТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА

ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ

Правительство России увеличивает в 2017 году господдержку регионов на 9%, или до 1,6 трлн рублей, а взамен ждет от них экономических результатов, в частности,  сокращения почти вдвое дефицита региональных бюджетов к 2019 году и снижения уровня дотационности.

Кроме того, премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ призвал задуматься о переходе от принципа «деньги к деньгам» к принципу «деньги к потребностям». Целевые трансферты, по его мнению, должны направляться в первую очередь, исходя из потребностей в развитии региональных отраслей экономики, социальной сферы и других важнейших компонентов.

При этом глава кабинета министров считает неразумным направлять федеральные траснферты в регионы-доноры, которые, как он считает, могут за счет собственных средств профинансировать программы развития.

 

МИХАИЛ НЕЙЖМАКОВ

МИХАИЛ НЕЙЖМАКОВ

«Правительство ждет от регионов почти двукратного сокращения дефицита их бюджетов к 2019 году, но выполнима ли эта задача? Уже сейчас даже вполне благополучные территории выпускают или собираются выпустить облигации для решения подобных проблем. Например, в конце 2016 года после 13-летнего перерыва разместил свои облигации на Московской бирже Ямал, на подобный путь собирались встать и в Иркутской области», — сообщил ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил НЕЙЖМАКОВ.

Снижение бюджетного дефицита, отмечает эксперт, предполагает урезание расходов. «Резать» социальный блок — значит увеличивать протестные настроения, в том числе среди бюджетников, которые считаются одной из опор власти.

Сокращать инфраструктурные проекты, по мнению НЕЙЖМАКОВА, менее болезненная мера. Но она в итоге приводит к росту внутриэлитных конфликтов, возрастанию конкуренции между разными группами влияния — финансирование каких именно проектов должно быть сохранено.

В такие конфликты часто вовлекаются местные протестные движения. Возможно и негласное сотрудничество региональных властей с лидерами таких с общественных активистов, примеры чего уже известны.

«Большие инфраструктурные проекты  почти всегда вызывают недовольство – если не у широких слоев населения, то у наиболее активных граждан, например, экологов. Отсылка к подобным настроениям и действиям таких инициативных групп — хорошее оправдание, чтобы заморозить проект. То есть, сокращение инфраструктурных проектов тоже может вести к росту числа акций протеста, причем в сравнительно благополучных регионах, где таких проектов анонсируется больше. В этом смысле, говоря о сокращении финансовой поддержки регионов-доноров, которые, по словам Дмитрия Медведева, могут за счет собственных средств профинансировать соответствующие мероприятия, Центр может получить там рост протестной активности даже быстрее, чем в случае аналогичных мер в отношение менее благополучных территорий», — прогнозирует Михаил НЕЙЖМАКОВ.

С другой стороны, отмечает эксперт, правительство подобные последствия, наверняка, осознает, поэтому, призывая к сокращению бюджетного дефицита в будущем, обещает  увеличить господдержку регионов в 2017 году. Правда, в случае нарушения регионом соглашения по снижению бюджетного дефицита ему грозит сокращение дотаций на 2018-2020 годы.

«Однако 2018 год — это период президентской кампании и очередных выборов глав ряда важных территорий, включая Москву и Подмосковье. Возможно, по этой причине и через год Центр не будет спешить применять «политику кнута» в вопросе господдержки регионов, к действительному сокращению финансирования переходя весьма осторожно», — резюмирует ведущий аналитик АПЭК.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов