
Говоря о мэрах применительно к российским реалиям, очень важно понимать, что в нашем государстве эти чиновники, что стоят у руля городского хозяйства, зачастую наделены разными полномочиями и имеют разные ресурсы.
Например, столичный город — это субъект с особыми полномочиями и иным характером деятельности, нежели менее крупный провинциальный российский город с другим способом формирования городской власти.
В одном случае — субъект Федерации, который создает инвестиционный климат, собирает налоги, выполняет стратегические программы. Это если говорить о мегаполисах. В другом случае — муниципалитет с вопросами местного значения: бытовая текучка ЖКХ, благоустройство, свалки, кладбища, местные вопросы.
То есть это разные по объему полномочий, ответственности и бюджетным возможностям регионы. И в каждом городе ситуация своя. Слово одно — город, а наполнение в различных субъектах разное.

ИРИНА ГУСЕВА ПРЕДЛОЖИЛА ПОПРАВКИ В ЗАКОН О ГОСЗАКУПКАХ
Парламентарий отметила необходимость внесения в 44-ФЗ поправок, учитывающих реалии в регулируемой им сфере
Если речь идет о всенародно избранном мэре — уровень его политической поддержки высок. А если он избран депутатами местных собраний как глава города — в его полномочия больше входят представительские функции.
В тоже время глава местной администрации ближе к вопросам хозяйственного значения, выполнения и решения. Разумеется, полномочия могут быть переданы муниципалитету — и тут в каждом городе ситуация своя.
Если глава администрации выбран местными депутатами — то здесь уже и огромный объем полномочий в части их исполнительно-распорядительного характера, и одновременно политический авторитет.
Я бы разделил руководителей городов на условные группы. Главы — председатели Дум, главы — руководители администраций и особая категория — всенародно избранные руководители.
В рамках единой системы координат — если разделить мэров по группам — может идти речь о каком-то рейтинге эффективности. Если речь идет о сплошном списке мэров, то его просто не может существовать, так как это огромная разница в статусе и в уровне доходов и численности населения этих городов. Надо сравнивать сопоставимые по экономическому потенциалу города.
Самая главная проблема городских властей — это бюджетная обеспеченность. Сегодня на муниципалитеты спущено много государственных полномочий. И многие полномочия должны подкрепляться бюджетным финансированием.
Налоговая система должна иметь больше функцию стимулирующую, чем фискальную. Если мы говорим о росте! Сегодня об этом говорить не приходится. И это позиция фракции ЛДПР.
Что касается видимости участившихся случаев ареста мэров, эти истории никак не связаны с кризисом или чем-либо еще. Это текущая работа правоохранительных органов. Есть люди честные, есть нечестные.
И тех, кто преступает черту, не стало больше — СМИ стали больше огласке придавать. Считаю, и об этом Президент России говорил в недавнем Послании Федеральному собранию, надо меньше картинки и больше дела, неотвратимость наказания, а не количество сюжетов про одного человека.
То же самое касается работы мэров во время избирательных кампаний. Их роль достаточно велика, если они собой что-то представляют, насколько они сочетают в себе качества начальника и лидера общественного мнения, чтобы они могли часть своего электорального поля передать политической партии.
У нас либо мэр, либо заместитель часто в избирательный процесс интегрированы в качестве его структурного подразделения, и тут проходит тонкая грань — с искушением использовать служебное положение. На мой взгляд, политически ангажированному мэру (а таких сегодня большинство) на время избирательных кампаний следует уходить в отпуск.
Алексей ДИДЕНКО, председатель комитета Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Источник: «Национальный рейтинг».