ПОБЕДА СТИХИЙНОГО КОНСЕРВАТИЗМА ПОД ЛОЗУНГАМИ «ДВИЖЕНИЯ ВПЕРЕД»

АЛЕКСАНДР СТРИЗОЕ_iconaПодведение итогов выборов возможно по нескольким экспертно-аналитическим траекториям: от оценки ранее сделанных прогнозов и высказанных ожиданий до разбора сценариев поведения победителей и побежденных.

Остановимся на вопросе о том, чем можно объяснить полученный в Волгоградской области 18 сентября результат, если, с одной стороны, учитывать настроения избирателей, а с другой — то политическое «меню», которое было предложено гражданам участниками кампании.

И то, и другое — достаточно устойчиво и даже консервативно. Избиратель поглощен рутиной повседневной жизни, которая в целом, позволяет большинству приспособиться к «ползущей» динамике кризиса.

«Резких движений» власти удалось избежать, равно как и обвального падения рубля и стремительно растущих цен. «Партия власти» старалась, с одной стороны, не огорчать избирателя, с другой, — не «будить» его броскими лозунгами и эмоциональным всплеском речей своих кандидатов. Отсюда и двусмысленный лозунг «движения вперед»: новое, конечно, привлекает, но и пугает неопределенностью.

Логика поведения большинства избирателей в целом, соответствовала ожидаемому сценарию: власть устойчива и хоть не вызывает восторгов, но и альтернативы, способной оторвать людей от повседневных забот, ей пока нет.

Те же, кто заявлял о своей альтернативности, оказались во многом неубедительны. КПРФ  в Волгоградской области — отсутствием настоящих лидеров: все ее выдвиженцы — фигуры местного, муниципального масштаба. Даже на уровне региона они не вызывали всеобщей поддержки, как, некогда, Алевтина АПАРИНА.

Результат КПРФ, полученный по югу России от Воронежа до Астрахани (от 10 до 16%), показывает, что это партия, скорее, способная обозначать оппозиционность, чем серьезно конкурировать в борьбе за власть (во всяком случае, с имеющимся у нее в регионах кадровым и идеологическим багажом).

В затылок коммунистам по всем регионам юга России, а не только в Волгоградской области, дышит ЛДПР. Экстравагантность лидера, умеющего чувствовать момент, перекрывает полное отсутствие какой-либо программы и убедительной политической позиции. Лозунги ЛДПР рассчитаны на эмоциональную реакцию. Бедность и неконтролируемая миграция серьезно беспокоят коренное население южных российских регионов. Они действуют лучше любых аргументов.

Кстати, в национальных республиках  результат ЛДПР заметно ниже. В новой Государственной Думе ФС РФ ЛДПР окажется, скорее всего, в массовке у партии власти.

В целом удачно построенная агитация «Справедливой России» не была подкреплена, на наш взгляд, убедительной демонстрацией того, чем занималась партия и ее фракция в ГосДуме, каковы ее законодательные инициативы — удачные или неудачные (экзотические — не в счет).

Однако лозунг социальной справедливости — лозунг долговременного действия, по крайней мере, в России. Он, наверняка, помог партии преодолеть барьер парламентского представительства. Но этого явно недостаточно для серьезной политической конкуренции.

Бенефис обновленного «Яблока» в этой кампании показал все слабости нашей непарламентской оппозиции. Интересный, хотя и растративший капитал доверия, лидер, хорошие профессионалы из Москвы и Петербурга, энергичные регионалы — всего этого недостаточно, чтобы сломать те стереотипы недоверия, которые  доминируют у потенциальных избирателей партии.

Речь идет не столько о малом бизнесе и среднем классе, сколько о бывшей советской и новой российской интеллигенции массовых профессий, сохранившей если не высокие доходы, то способность думать.

Дело здесь не столько во внешнеполитическом (крымском) либеральном догматизме, или в слабости региональных кандидатов, которым надо еще пройти школу городских и областных Дум. Дело в настойчивом повторении «яблочниками» клятв в верности либеральным ценностям и пропагандистским штампам без учета социального контекста. За этим явно угадывается желание понравиться непримиримой (преимущественно столичной) либеральной оппозиции.

Как бы ни были притягательны догмы либерального фундаментализма, но единственно возможный в нынешнем российском обществе либерализм, способный получить широкую массовую поддержку — это социальный либерализм. А для этого нужны не только успех и ум, но и желание работать на общество — как на столичный креативный класс, так и на образованных и не утративших еще доверия к демократии рабочих, служащих, управленцев из российской провинции.

Будущее покажет, сможет ли обновленное «Яблоко» сделать работу над  ошибками и достигнуть политического успеха. Это только укрепит российский парламентаризм.

Мы уже говорили о стихийном консерватизме избирателей и большинства российских партийцев, которые не в силах отказаться от удобных стереотипов, сложившихся интересов, греющих душу иллюзий. Очень скоро жизнь возьмет свое: и те и другие активно заявят о своих интересах.

Станет ли эта активность конструктивной — источником диалога и компромисса, укреплением парламентаризма, или она выплеснется за стены представительных учреждений, выйдет за рамки права, здравого смысла и естественного стремления к безопасности и  самосохранению? Пока на этот вопрос нет внятного ответа.

Источник: Брифинг Клуба экспертов Нижнего Поволжья.

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов