Из 77 зарегистрированных Минюстом России партий избирателям знакомы по хотя бы по названию не более десятка. Низкая политическая активность в регионах и отсутствие в медиа-пространстве непарламентских партий практически полностью исключают возможность хоть сколько-то серьезного обсуждения их прохождение в Государственную Думу ФС РФ на выборах в сентябре 2016 года.
Партии либеральной направленности едва ли наберут по итогам парламентской кампании минимальные 5% голосов избирателей. Об этом свидетельствуют результаты опросов ведущих аналитических центров Рссии.
Так, по мартовским данным ВЦИОМ за любую непарламентскую партию готовы проголосовать только 0,7% россиян. «Левада-центр» в мае сообщил, что электоральный рейтинг либеральной «Партии народной свободы» (ПАРНАС) составляет менее 1%.
Схожие цифры и у западных фондов изучения общественного мнения. Например, согласно апрельским данным Gallup, рейтинг ПАРНАСа не превышает 0,5%.
Наибольшую поддержку из всех непарламентских партий вероятнее всего получит «Яблоко». Как показывают результаты фокус-групповых дискуссий, это связано, прежде всего, с тем, что первые лица партии не были замечены в контактах с западными политиками. Многим импонирует сама программа партии, однако «слабым звеном», считают россияне, является ее фактический лидер Григорий ЯВЛИНСКИЙ.
В целом это общая тенденция для всех сформированных в 90-е годы общественно-политических организаций — усталость от бессменных лидеров. У российского избирателя довольно давно сформировался запрос на новых, харизматичных политиков с актуальными лозунгами и реальными делами, которые совершаются «здесь и сейчас». Однако реальной альтернативы тому же Геннадию ЗЮГАНОВУ (КПРФ) или Владимиру ЖИРИНОВСКОМУ (ЛДПР) среди известных населению политиков пока нет.
Что касается так называемой несистемной оппозиции, то в обществе нет четко сложившегося образа о том, какие партии ее представляют, и кто является лидерами этих партий. Так, у либерально настроенных избирателей наибольшую симпатию вызывает личность Алексея НАВАЛЬНОГО. Однако он воспринимается отдельно от возглавляемой им «Партии прогресса». Можно говорить о превращении фамилии НАВАЛЬНОГО в имя нарицательное, которое стало брэндом российской оппозиции.
Еще одной проблемой в позиционировании многих непарламентских оппозиционных партий является их полная обезличенность для избирателя.
Так, в ходе смоделированного голосования в ряде регионов, большинство голосов получила партия «РПР-ПАРНАС». Но как показало дальнейшее обсуждение, причиной подобного выбора являлась поддержка якобы ее лидера Алексея НАВАЛЬНОГО. А вот реального председателя «ПАРНАС» Михаила КАСЬЯНОВА опрошенные респонденты посчитали практически «предателем Родины».
Попытка объединить силы либеральной оппозиции на предстоящих выборах вряд ли будет успешной им эффективной. О том, что такое «Демократическая коалиция», и какие партии в нее входят, точно не знают даже те избиратели, которые считают свои взгляды либеральными. Об этом свидетельствуют результаты фокус-групповых дискуссий, проведенных в 42 регионах в период предвыборной кампании 2015 года.
Заметна деятельность отдельных членов «Демкоалиции» (уже упомянутых НАВАЛЬНОГО и КАСЬЯНОВА, а также теледивы Ксении СОБЧАК), но преимущественно политически активными гражданами.
При этом лидеры объединения большинством избирателей воспринимаются крайне негативно. Видеокадры посещения Михаилом КАСЬЯНОВЫМ Белого дома в Вашингтоне, продемонстрированные по федеральным каналам в 2015 году, полностью дискредитировали лидера «Демкоалиции» в глазах избирателей. В связи с этим предложение КАСЬЯНОВУ возглавить избирательный список «Демкоалиции» на выборах в ГосДуму представляется ошибочным.
Ольга УСТИНОВА, социолог.
Источник: брифинг Клуба экспертов.