Данные фокус-групповых дискуссий, проведенных московской компанией ИНСОМАР в предвыборные периоды 2013-2015 годов, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство россиян не читают предвыборные программы политических партий. Те же, кто все-таки уделяет время изучению данных документов, признаются, что не видят между ними заметных отличий.
Отдавая свой голос за ту или иную партию, избиратели обращают внимание, прежде всего, на партийный брэнд и сформированный имидж политической организации.
Практически одновременно с этим избирателями оценивается персонификация партии — лидеры, их опыт профессиональной деятельности, харизма и человеческие качества, референтность. Этот фактор важен, скорее, для сторонников «Единой России» и ЛДПР, а вот за программные идеи чаще отдают голоса сторонники КПРФ.
Последние признаются, что коммунистам нужен новый лидер. При правильном выборе руководителя КПРФ и существующем уровне симпатий коммунистическим идеям партия может стать реальной альтернативой «Единой России».
Стоит отметить, что избиратели потеряли интерес к изучению предвыборных программ и в связи с тем, что парламентские партии, позиционирующие себя оппозиционными, в реальности таковыми не являются.
В ходе социологических исследований в регионах РФ в предвыборный период 2015 года в адрес КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» все чаще стали звучать такие определения как «системная оппозиция», «карманная оппозиция», «четырехпартийная диктатура» и т.п.
Нерешенность проблем, существующих долгие годы, коррупция, обещания решить одни и те же злободневные вопросы каждые выборы, застой (а в некоторых вопросах и ухудшение ситуации) в развитии Волгоградской области за последний год, отсутствие ярких политиков — все это снизило интерес электората к политической жизни региона.
Избиратели воспринимают программы партий, как своего рода популизм. Население демонстрирует запрос на предоставление отчетности всех ветвей власти, в том числе и законодательной, в формате «обещание — что по нему выполнено — причины невыполнения – прогнозируемые сроки реализации».
Если причины выбора той или иной партии в Государственную Думу ФС РФ по единому избирательному округу осознаются электоратом, то в одномандатных округах кандидаты могут столкнуться с серьезными проблемами. Участники фокус-групповых дискуссий отмечают низкий уровень активности местных партийных ячеек и избранных на территориях депутатов.
Например, депутаты ГосДумы от Волгоградской области Олег САВЧЕНКО (фракция «Единая Россия») и Олег МИХЕЕВ (фракция «Справедливая Россия») имеют довольно высокий уровень известности не благодаря своей работе в законодательном органе страны, а лишь из-за своей частной деятельности и связанными с их фамилиями скандалами.
На фоне этого поддержку населения на выборах в 2016 году вполне могут получить яркие и харизматичные самовыдвиженцы с хорошо продуманной программой и предвыборной кампанией.
По мнению опрошенных волгоградцев, основное преимущество самовыдвиженцев перед кандидатами от партий — ответственность за собственную репутацию и персональная ответственность перед избирателями.
И все-таки значимость программы политической партии не стоит недооценивать. Ее наличие и активное позиционирование в ходе предвыборной кампании создает у избирателей ощущение серьезности намерений партии, повышает уровень доверия к ней.
Ольга УСТИНОВА, социолог
Источник: Брифинг Клуба экспертов Волгограда.