Едва стартовав, избирательная кампания в Государственную Думу ФС РФ в Волгоградской области уже, похоже, приобрела свои региональные особенности. Одной из них является вероятное участие в выборах сразу нескольких бывших мэров Волгограда — Евгения ИЩЕНКО (ушел в отставку в октябре 2006 года) и Романа ГРЕБЕННИКОВА (снят с должности в феврале 2011 года).
Учитывая политический вес этих персонажей и их финансовые возможности, можно предположить, что и предлагаемые ими избирателям смыслы и сигналы внесут серьезные коррективы в ожидаемую конкуренцию программ и предвыборных обещаний, как политических партий, так и отдельных кандидатов.
И эти коррективы станут вызовом для регионального отделения «Единой России», кандидатам от которого придется соперничать с бывшими мэрами областной столицы.
Для ИЩЕНКО и ГРЕБЕННИКОВА, достаточно хорошо известных среди городских избирателей, предстоящие выборы станут драматичной процедурой поиска формулы решения сразу двух задач — завоевания симпатий сельских жителей, живущих за пределами областного центра, и повышения явки в городе Волгограде.
Представляется, что если первую задачу экс-мэры будут решать индивидуальными способами, отталкиваясь от параметров своего материального благополучия и личного понимания пределов жадности, то вторая задача вполне способна привести к объединению ИЩЕНКО и ГРЕБЕННИКОВА в пунктирную коалицию. Потому, что одним из наиболее эффективных способов работы на явку в областном центре является раскручивание темы возврата прямых выборов мэра, а эту идею поддерживают они оба.
Отмена прямых выборов мэра и, соответственно, самого института мэрства в Волгограде, случившаяся в начале 2011 года, остается непережитой невротической травмой не только для бывших градоначальников, но и для абсолютного большинства горожан.
Судя по опросам общественного мнения, за прямые выборы мэра выступает не менее 60% волгоградцев. И это при отсутствии «мэрской темы» в информационной повестке региона на протяжении нескольких лет.
Если же в Волгограде развернуть масштабную и энергичную информационную кампанию за возврат выборов мэра (на что вполне способны ИЩЕНКО и ГРЕБЕННИКОВ), то число сторонников этой идеи вырастет до 80% и больше.
Можно не сомневаться, что ИЩЕНКО и ГРЕБЕННИКОВ (если, конечно, они примут решение об участии в парламентских выборах) включат требование возврата к прямым выборам мэра Волгограда в свои программы. И это может привести к существенному росту активности городских избирателей. Что вряд ли обрадует предвыборный штаб и пиарщиков «Единой России», которые традиционно привыкли работать на «усушку» явки.
Другими словами, волгоградским единороссам необходимо уже сейчас выработать приемлемую для большинства городских избирателей позицию относительно «мэрского вопроса».
Очевидных вариантов тут два:
- первый — начать информационную кампанию по дискредитации института мэрства (что предполагает одновременную дискредитацию ИЩЕНКО и ГРЕБЕННИКОВА, как актуальных носителей «мэрской идеи»),
- второй — перехватить у экс-градоначальников главный тезис их городской предвыборной программы, и самим выйти к избирателям с аналогичным пожеланием.
Оба эти варианта для «Единой России» уязвимы. Если партия власти за последние пять лет так и не смогла дискредитировать идею классического мэрства в городском общественном мнении, то уж точно она не сможет это сделать в оставшиеся до дня голосования полгода, да еще и в конкурентной медийной среде.
В тоже время, перехватывать сейчас у ИЩЕНКО и ГРЕБЕННИКОВА лозунг «возврата к мэрству» единороссам также не очень удобно, поскольку у избирателей немедленно возникнет вопрос (а экс-мэры позаботятся о том, чтобы он возник), что же мешало партии власти сделать это раньше?
Пожалуй, для решения этой дилеммы единороссам придется прибегнуть к «помощи друга» — то есть, губернатора Андрея БОЧАРОВА. Сейчас глава региона имеет рейтинг свыше 70% и является единственным настоящим лидером общественного мнения в Волгограде. И, очевидно, его слово, его публичная позиция по вопросу организации власти в городе-герое на Волге только и смогут произвести впечатление на изголодавшихся по всенародно избранному мэру волгоградцев.
БОЧАРОВУ же есть, что сказать. В институте мэрства, безусловно, были свои позитивные стороны, одна из них — в городе был хозяин. Однако были также политические интриги, войны между областью и городом, скандалы и дрязги. Конечно, сегодняшняя болотно-трясинная тишина в Волгограде тоже не может радовать, потому, что нет в городе ни хозяина, ни порядка. Где выход из этой грустной ситуации?
Губернатор намекнул о нем на совещании с городской номенклатурой 15 февраля 2016 года, когда объявил о передаче части полномочий и ресурсов с общегородского уровня (мэрия Волгограда) на уровень районов города (райадминистрации).
Если губернатор озвучит убедительно и доходчиво идею формирования новой вертикали власти в городе, замкнутой на него и подразумевающей фактическое прямое назначение БОЧАРОВЫМ и подчинение ему же глав районных администраций Волгограда, то это вполне может устроить горожан.
Глава района города Волгограда как полпред губернатора — это интересное политическое решение, вполне способное соперничать с идеей возврата к прямым выборам мэра, и оно может помочь местной «Единой России» выскользнуть из электоральной ловушки, которую готовят для нее бывшие мэры.
Источник: Брифинг Клуба экспертов Нижнего Поволжья.