В рамках программы импортозамещения важен не сам по себе отечественный товар, тем более по мировым ценам — очень нужен качественный и сравнительно недорогой отечественный товар, убежден депутат Волгоградской областной Думы от города Волжского — председатель координационного центра Совета директоров предприятий и организаций Волгоградской области Анатолий БАКУЛИН.
Анатолий Васильевич, не так давно был принят закон «О промышленной политике Волгоградской области». Там есть раздел про импортозамещение…
Да, закон очень конкретный — в нем прописаны задачи для всех уровней власти — не только региона, но и поселений, районов, округов. Всем предстоит его выполнять. В законе говорится, опять же очень конкретно, где именно и с помощью каких механизмов мы можем стимулировать развитие промышленности.
Конкретика эта тщательно продуманная и выверенная — законопроект изучили и не раз обсудили и в общественном совете при областном комитете промышленности и торговли, и на Совете директоров. Все предложения, рекомендации были учтены и отчасти вошли в конечный вариант.
В закон включены три ключевых статьи о механизмах поддержки. Но если части, касающиеся первых двух (по промышленным кластерам и по индустриальным паркам), разрабатывались давно, а в регионе уже есть практические примеры этих форм организации, то вопрос развития импортозамещения жизнь остро поставила перед всеми, в том числе, законодателями, только в начале нынешнего года.
Вы о санкциях?
В большей степени — о росте курса доллара и евро. В начале года, когда это произошло, то коснулось большинства производств. Ведь подавляющее число наших предприятий работало с импортными комплектующими, они составляли до 80% — на заводе VolgaBus, к примеру, 42%. Понятно, мы не смогли в тех условиях сразу подстроиться под курс валют, нужно было быстро искать замену. В принципе, многие их нашли.
Но тут же возникла другая проблема. Немало производителей импортозамещающей продукции почему-то поняли ситуацию так: если заграничные аналоги сейчас не будут брать, сделаем свои цены как импортные. Это была роковая ошибка: стали не качество поднимать, а цены — до мировых.
И, конечно, очень быстро поплатились. Рубль стабилизировался, многие начали возвращаться к зарубежным поставкам. Что, наконец, стимулировало должным образом наших поставщиков — сейчас резко пошла работа над качеством. Время заставило понять всех, кто начал заниматься импортозамещением: важен не сам по себе отечественный товар — очень нужен качественный и сравнительно недорогой отечественный товар.
И что здесь требуется от законодателей и исполнительной власти?
Мое видение таково. Распределять господдержку нужно не просто по заявочному характеру (кто подготовил «хорошие документы», тот и деньги получит). Необходимо промониторить, что, в первую очередь, нужно для предприятий региона, что — для населения, что — для развития переработки. Это и поддерживать. Выбрать востребованные, скажем, 100 товаров — и планомерно, целенаправленно работать по ним.
Предположим, кондиционеры. Думаете, наши не смогут наладить их выпуск? Смогут, если дать денег и, конечно, науку подключить. Или еще актуальная тема — клеи. Не обратили внимание, как они сейчас подорожали. А ведь основной их компонент прежде делали на волгоградском «Химпроме». А сейчас все ждут — не дождутся, когда в Нижнем Новгороде построят завод, их производящий…
Известны ли Вам примеры удачного — и в ценовом, и в качественном плане — импортозамещения?
Конечно. Для этого очень активно и работают и региональный комитет промышленности и торговли, и обладминистрация. А пример могу привести опять же по нашему предприятию VolgaBus. Раньше все стеклопакеты для автобусов мы везли из Турции. Сейчас их своя, волгоградская, фирма делает. Даже лучше турецких – наши стекла не запотевают.
И это еще один плюс работы с местными производителями (помимо транспортной экономии) — качество гораздо удобнее отлаживать, когда работаешь, можно сказать, глядя друг другу в глаза…
Кстати, это (производящая стекла) — небольшая фирма. А у нас до сих пор большинство программ (и региональных, и федеральных) ориентировано на крупные предприятия, как на основных налогоплательщиков.
Считаю, что пришла пора обеспечить необходимую поддержку малому и среднему бизнесу. Такие производства более мобильны, легче подстраиваются под изменения конъюнктуры. И им под силу стать постоянными и надежными поставщиками крупных предприятий…
Беседовала Марина ПАТРИНА, МТВ.
Фото: Дарья СЕРГЕЕВА, «КП».