ДЛЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЭКОНОМИКИ ВЛАСТЬ ДОЛЖНА НАЧАТЬ РАБОТАТЬ

ВИТАЛИЙ АРЬКОВ_135При всей неочевидности проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года (ЧМФ-2018) именно как главного международного футбольного события (не исключено повторение ситуации с Московской Олимпиадой-80) и уже очевидности больших сложностей с финансированием создания требуемой инфраструктуры в ранее обозначенных объемах, власти Волгоградской области продолжают уповать на мундиаль как на спасительный локомотив, который уж точно вытащит экономику региона из того места, которое в приличных собраниях вслух называть не принято.

Читая полные оптимизма пресс-релизы всех причастных к подготовке ЧМФ-2018 ведомств и слушая аналогичные по духу комментарии местных чиновников различного ранга, складывается ощущение, что «вводные» для них не обновлялись с тех самых времен, когда стало известно о проведении мундиаля в России и включении Волгограда в список городов, принимающих отборочные матчи.

Даже тогда, в благодатные досанкционные времена, не особо верилось в сказку об экономическом чуде, которое принесет Волгограду и всему региону ЧМФ-2018. Да, отремонтируют наконец-то дороги. Да, модернизируют аэропорт до уровня, достойного города-миллионника с общемировой известностью, чтобы он функционировал не только в теплое время года. Да, построят новый современный стадион. Да, появятся новые современные отели…

Вопросами, кто будет содержать дорогостоящий стадион и во что трансформировать понастроенные отели после ЧМФ-2018, задавались еще пять лет назад. Сейчас уже сомневаются в целесообразности пуска аэроэкспресса от станции «Волгоград-1» до аэровокзала — высока вероятность убыточности проекта.

Стараются не вспоминать и про обещания содействия в получении волгоградскими компаниями львиной доли подрядов по реализации инфраструктурных проектов в ходе подготовки к ЧМФ-2018, и про создание для жителей города и ближайших окрестностей нескольких тысяч новых рабочих мест с достойной оплатой и гарантией трудоустройства на несколько лет.

Бюджетам города и области «рисовали» неплохие дополнительные доходы от налогов, в т. ч. и от НДФЛ с «исключительно белой зарплаты» этих нескольких тысяч новых налогоплательщиков. А предпринимателям в различных сферах — стабильный рост рынка за счет государственных и частных инвестиций, которые, как и учат учебники по экономике, по сообщающимся бизнес-сосудам потекут от объектов ЧМФ-2018.

Реальность, как это обычно случается в Волгоградской области последние два десятилетия, оказалась далека от нарисованных чудесных планов. И обвалившаяся в результате несоблюдения технологии часть конструкций строящегося отеля на Предмостной площади — наглядное тому доказательство.

Про то, что многие выгодные подряды «ушли» в другие регионы и реализуются посредством цепочки субподрядчиков, где реальным исполнителям остаются крохи (на условиях «отката»), а на объектах будущей инфраструктуры повсеместно слышны национальные языки республик Центральной Азии, и говорить не приходится.

Можно было бы предположить, что областные, а затем и местные власти в реализации директив Президента России перестанут надеяться исключительно на освоение федеральных траншей, а ринутся искать пресловутые точки роста экономики и наполнения бюджета на подведомственной территории.

Тем более, что в Волгоградском регионе «изобретать велосипед» и не требуется. В Волгограде, Волжском и Камышине — промышленность, в т. ч. тяжелая. В районах области — сельское хозяйство. Причем, не только растениеводство (зерновые, масличные, бахчевые) и садоводство, но мясо-молочное животноводство, птицеводство и рыбоводство.

Не забывая при этом, конечно же, про малый бизнес, в котором предприниматели и себя работой/источником дохода обеспечивают, и решают проблему с безработицей, оперативно создавая дополнительные рабочие места на рынке труда.

Губернатор Андрей БОЧАРОВ, комментируя итоги тематического заседания госсовета при Президенте России, даже похвалился: по данным I квартала было зарегистрировано более 500 новых предпринимателей. При этом, однако, либо сам тактично умолчал, либо не получил достоверной информации от подчиненных, что значительная часть новых ИП — это вчерашние ООО, которые в условиях экономического кризиса пошли на вынужденную оптимизацию расходов, в т. ч. и по налоговым отчислениям. Так что получается, не в плюс эти данные статистики, а в минус. А если учесть, что ряд бизнесменов вообще ушли «в тень», то и совсем безрадостно.

Говоря о промышленности, можно, разумеется, вспомнить грустную историю «Химпрома», полную обещаний лично самого губернатора сначала спасти предприятие и его коллектив, затем содействовать появлению на его базе химического кластера новой формации.

Дай Бог, конечно, если эти смелые планы осуществятся. Но пока, увы, ситуация со стороны видится как «войнушка» между несколькими «распильными» бригадами в менеджменте собственника предприятия. И совладать с этим, в корне изменив ситуацию, руководству региона не удается. В чем-то похожие ситуации, разве что в меньших масштабах, можно наблюдать и на ряде других промышленных предприятий региона.

В агропромышленном комплексе позитив лишь в отчетах Комитета по сельскому хозяйству. На практике же — снижение объемов производства даже несмотря на взятый государством курс импортозамещения в сфере обеспечения населения продовольствием.

Вот лишь некоторые по-прежнему нерешенные проблемы:

Недифференцированный подход в погектарной поддержке в растениеводстве. Урожайность, скажем, зерновых в Нехаевском или Алексеевском районах значительно выше, чем в Старополтавском или Ленинском районах – в силу лучшего плодородия почв и климатических условий. Меньше земли у них находится и «под парами». Соответственно, и прибыль с гектара выше. А сумма поддержки от государства практически идентична. Фермеры возмущаются, просят внести коррективы, но в ответ — тишина.

Помпезно разрекламированная с участием первых лиц государства программа восстановления орошаемого земледелия забуксовала по причине непомерно высоких цен на воду и электроэнергию. При которых гораздо выгоднее оказывается привести томаты из Турции, а кабачки из Израиля, заработав на их перепродаже.

Реализация крупных проектов по выращиванию овощей и зелени в закрытом грунте споткнулась о «китайский фактор». При попустительстве, а правильнее было бы сказать — при личной финансовой заинтересованности представителей властей и надзорных органов, на территории региона действуют несколько тепличных «очагов», где выращивание свежих овощей ведется с применением запрещенных в большинстве стран мира и даже в самом Китае химических стимуляторов роста, пагубное воздействие которых на организм человека велико и необратимо.

Почти повсеместно в таких «очагах» отсутствует реальный санитарно-эпидимиологический контроль продукции, заменяемый «липовыми» сертификатами соответствия.

Чаще всего подобное сельхозпредприятие зарегистрировано как крестьянско-фермерское хозяйство одного из местных жителей с минимально допустимым налогообложением, но получением всех полагающихся льгот и компенсаций. При этом, львиная доля работающих — находящиеся в России нелегально граждане Китая, получающие 100% «черную зарплату» — без налоговых отчислений в бюджет и выводящуюся за рубеж.

Все указанные факторы — опасность продукции для здоровья, использование труда нелегалов, сокрытие налогов – не сказываются на розничной стоимости. То есть это еще и ставит местных честных овощеводов в неравные условия с криминальными иностранными, пользующимися покровительством коррумпированных чиновников и «силовиков».

Все больше смахивающая на диверсию напасть в виде африканской чумы свиней (АЧС). Небольшие животноводческие комплексы и частные подворья Волгоградской области пострадали от нее едва ли не больше, чем другие регионы. А ведь именно крестьянско-фермерское свиноводство позволяло хоть как-то выживать на селе. И отмечу — фактически без финансовой и какой либо иной помощи от областных властей. Регион при этом и себя свининой обеспечивал, и в соседние регионы поставлял. После публичного заявления губернатора о необходимости отказаться от свиноводства, у людей не только руки опустились, но и возникли вполне логичные вопросы.

Тем более, что не подкрепляются его слова об успешности других видов животноводства данными статистики. Так, по итогам I квартала с. г. и без того небольшое поголовье крупного рогатого скота уменьшилось еще на 6,2% к показателям аналогичного периода 2014 года, а овец и коз — на 2,4%.

Производство молока снизилось еще на 3,1% и это неудивительно при средней закупочной цене у товаропроизводителя в 20 рублей за литр, что на уровне, а в иных хозяйствах и ниже себестоимости. При росте банковских ставок по кредитам для сельхозпроизводителей и ожидаемого повышения цен на ГСМ — это приведет к продолжению сокращения молочного стада региона.

Среди мер содействия малому бизнесу от руководство региона — предложения по льготному налогообложению при разведении… дождевых червей, северных оленей и конопли.

Как невероятное достижение власти региона ежегодно рапортуют о создании новых мест на «колхозных» рынках Волгограда и Волжского для фермеров. И это пустое сотрясание воздуха, поскольку крестьянину в действительности некогда стоять на рынке — у него большой объем сезонных работ. Даже пчеловоды лишь зимой могут сами продавать на ярмарках меда свою продукцию, когда ульи с пчелами убраны в омшаники.

Под видом фермеров на этих рынках торгуют традиционные перекупщики и это вполне нормально, поскольку каждый должен заниматься своим делом: крестьянин — выращивать, торговец — продавать.

Однако частные перекупщики — партнеры, зачастую, ненадежные, а мелкому сельскому производителю нужны гарантии, что его продукция будет куплена. Тогда он сможет постепенно увеличивать объемы.

И опять-таки не нужно изобретать велосипед. Достаточно возродить системы заготовительных контор, закольцевав их с переработчиками и торговыми сетями, а также перезагрузить по-прежнему существующую систему районных потребительских обществ (райпо). Сейчас руководители этих организаций чаще всего занимаются лишь сдачей в аренду торговых, складских и офисных помещений.

Если забыли успешный советский опыт — можно обратиться за таковым к входящей в Евразийский экономический союз братской Беларуси, где система заготконтор продолжает эффективно работать. В деревнях у крестьян организованно скупают молоко, мясной скот и птицу, овощи и фрукты, ягоды и грибы — в соответствии с заранее согласованными ценами, объемами и качеством.

Начинать можно с малого — с  возрождения этой системы в 1-2 районах, соседствующих с Волгоградом. Было бы желание властей действительно работать, а не только осваивать не без выгоды лично для себя транши федерального бюджета.

Источник: «Брифинг Клуба экспертов Волгограда».

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов