АНДРЕЙ БОЧАРОВ СОЗДАЛ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНА

АЛЕКСАНДР СТРИЗОЕРегиональное политическое и экспертное сообщество отметило первый год пребывания Андрея БОЧАРОВА на посту губернатора Волгоградской области. Будем надеяться, что ожидаемая в связи с этим дискуссия в региональных СМИ поможет яснее понять наше сегодняшнее положение, лучше обосновать повестку дня на перспективу и определить, хотим ли мы сами взять на себя ответственность за решение проблем или будем и дальше уповать на то, что эти проблемы решит кто-то иной.

Если исходить из этих ориентиров, то можно, прежде всего, отметить следующее: сравнительный анализ основных  направлений деятельности Андрея БОЧАРОВА (а в отдельных случаях и его предшественника Сергея БОЖЕНОВА) и глав ряда соседних областей и республик России убеждает в том, что Волгоград и область вовсе не являются своеобразной «черной дырой», безысходно депрессивной зоной среди российских регионов.

Те же проблемы кардинальной ротации региональных элит, искоренения коррупции, наведения порядка в региональных столицах, создания общественных советов и других экспертно-совещательных структур при региональных ведомствах решаются, например, губернатором Воронежской области Алексеем ГОРДЕЕВЫМ и главой Калмыкии Алексеем ОРЛОВЫМ. Сходные процессы в экономике и системе управления мы можем обнаружить в Астраханской, Саратовской, Ростовской областях.

Не только в Волгограде, но и в Воронеже и Элисте местные чиновники и многие представители общественности сетуют на то, что тот темп и ритм работы, который характерен для новых руководителей регионов серьезно напрягает расслабленную и самоуверенную региональную элиту. Другое дело — стиль руководства, обусловленный личностью регионального лидера, особенностями его карьеры и жизненного опыта.

Что касается Андрея БОЧАРОВА, то его стиль руководства выгодно отличается как от стиля лишенного стратегических амбиций Николая МАКСЮТЫ, или склонного больше к компромиссам и уговорам Сергея БОЖЕНОВА, так и от «тотальной войны» против всех Анатолия БРОВКО. Это стиль, сочетающий продуманную стратегию с решительными «точечными ударами» кадрового (и не только) характера в самых разных сферах управления.

Не будет преувеличением сказать, что за год новый волгоградский губернатор смог при помощи выборов, кадровых назначений и отставок, использования потенциала политических объединений и иных механизмов изменить ситуацию в региональной элите.

Проведенные недавно порталом «ПОЛИТРУС-ЮГ» опросы показали, что и в областном Заксобрании, и Волгоградской городской Думе появилось новое поколение лидеров депутатского корпуса, часть которого может проявить себя и за пределами представительных органов.

Очевидно, что процесс ротации депутатов и чиновников на городском и областном уровнях не завершен: итоги его мы сможем подвести не раньше, чем осенью 2015 года. В то же время, ряд руководителей, заявивших о себе в прошлом (Василий ГАЛУШКИН, Александр ДОРЖДЕЕВ, Александр БЕЛЯЕВ), были востребованы в администрации БОЧАРОВА.

Изменились в сторону большего взаимопонимания и согласованных антикоррупционных действий отношения региональной власти с силовыми структурами. Оправдала себя практика привлечения для решения кадровых проблем не только «Единой России», но и структур и активистов Общероссийского народного фронта (ОНФ).

Прошедший год показал, что наряду с «зачисткой» политико-административного пространства Волгограда и области Андрей БОЧАРОВ смог успешно реализовать стратегию регионального лоббизма, обеспечив выделение значительных средств из федерального бюджета на развитие сельского хозяйства и переработки сельхозпродукции, реализации оборонного заказа, развития инфраструктуры, спорта и сервиса.

Здесь новый волгоградский губернатор выступил более решительным и энергичным продолжателем линии, намеченной еще при Сергее БОЖЕНОВЕ на позитивное включение Волгограда в актуальную общероссийскую сводку новостей и повестку дня.

В актив можно записать и новые международные контакты губернатора и региональной власти с Китаем, Индией, Турцией, которые в условиях западных санкций будут способствовать как притоку инвестиций в регион, так и реализации программ импортозамещения общероссийского масштаба.

Понятно, что лишь ощущения позитивных изменений в повседневной жизни позволят жителям области позитивно оценить работу как самого БОЧАРОВА, так и его администрации. Губернатор старался держать руку на пульсе ряда острых социальных и инфраструктурных проблем Волгограда. Региональное телевидение регулярно показывало нам губернаторские проверки работы медицинских учреждений, сопровождавшиеся сменой руководства, равно как и его регулярные инспекции строительства транспортной развязки на Тулака.

Можно предположить, что отсутствие видимых для простых горожан улучшений связано не только с финансовыми трудностями формирования региональных бюджетов в период кризиса, что не в силах изменить даже лоббистский ресурс, но и с незавершенностью отладки системы управления областным центром. Как известно, затягивание реформ и разрешения болезненных конфликтов ведет к тому, что их все равно придется проводить и разрешать, но в худших условиях.

Именно здесь, в городской, муниципальной сфере в ближайший год-два нужно будет достичь зримых результатов. Первым индикатором перемен будет состояние волгоградских дорог к осени 2015 года.

Однако тот факт, что развитие кризиса в 2015-2016 годах не только обострит ситуацию в ЖКХ, во всей системе городского хозяйства, но и ухудшит социальное самочувствие населения города-миллионника, должно настроить и губернатора, и его городских выдвиженцев на серьезную и постоянную работу не глобально-стратегического, а сугубо  местного значения. Эта «черновая» работа станет тестом на прочность для первых представителей нового поколения волгоградской управленческой элиты.

В то же время губернаторского кураторства, реорганизации и поддержки ждут проблемы крупных волгоградских предприятий, в том числе уже начатые оборонные проекты, проблемы науки, высшего образования, проблемы малых и средних городов области.

Уроком года стала ситуация, связанная с определением судьбы ПО «Химпром». Она показала, что стремящимся к снижению социальной напряженности и решению социальных проблем региональным лидерам приходится иметь дело с мощными лоббистскими структурами российских финансово-промышленных групп. Заставить их считаться с интересами регионов могут либо федеральное правительство, либо консолидированные действия нескольких губернаторов, поддержанные широкой общественностью.

С другой стороны, тот факт, что в Волгограде не прерывалась реализация федерального проекта подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года, свидетельствует, что усилия губернатора по координации действий частных инвесторов, использованию местных ресурсов при решающей поддержке центра дают позитивные результаты.

Можно сказать, что первый год губернатора Андрея БОЧАРОВА был не просто годом обещаний и деклараций о намерениях, но и в целом успешным годом создания реальных кадровых, финансовых, организационных условий для запуска и продолжения актуальных для региона и страны в целом модернизационных проектов. Их старт и новый этап не должны затягиваться. Даже в условиях кризиса.

Источник: Брифинг Клуба экспертов Волгограда.

 

Вы можете оставить комментарий, или trackback с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны войти в систему , чтобы оставить комментарий

Создание сайтов: Сайт недорого. Шаблоны сайтов